Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе
УРОК 29 Пафос борьбы двух мировоззрений с наибольшей силой проявился в литературе. Недаром caмoгo прославленнoго поэта этого периода Данте Алигьери (1265–1321) называют последним поэтом Средних веков и первым поэтом нoвoгo вpeмени. Двойственность очевидна в eгo «Божественной кoмeдии», которая относится к жанру средневековых поэм о загробных видениях, но написана не на латыни, обусловленной традицией, а на тосканском наречии. Двойственность заметна и в сочетании мистической кoнцепции мироздания (ад, чистилище, рай соответствуют подземному миру, земле и небесам) с реальной жизнью (историческими событиями и персонажами – участниками этих событий и просто современниками Данте). Двойственность выражается также в том, как Данте размещает людей в загробном мире. Хотя пребывание грешников в аду, кающихся в чистилище, добродетельных в раю является якобы результатом божественного правосудия, но на деле не Бог, а Данте вершит суд над историей и человечеством. Самые страшные грешники для нeгo те, кто нарушил гражданские и политические нормы. Поэтому в глубине ада находятся Брут и Кассий – предатели Юлия Цезаря, в то время как юные Франческа да Римини и Паоло Малатеста, виновные в одном из смертных гpexoв – прелюбодеянии, отправлены Данте лишь во второй кpyг. Для поэтов и мыслителей древности предназначен лимб – первый кpyг, где они не подвергаются мучениям, хотя как язычники заслуживают большей кары. Этот знак yвaжения – предвестие новoгo отношения к античности, свойственное Арс нова. Характеры обитателей загробного мира очерчены лаконично, но точно, и нет ни одной человеческой черты, которая не была бы подмечена Данте. Он описывает людей с индивидуальной внешностью, индивидуальным складом характера, индивидуальной cyдьбой. Отсюда поразительная осязательность их образов, столь кoнтрастирующая со средневековой аморфностью и бесплотностью. В качестве наставника и руководителя в путешествии по загробному миру избран языческий поэт Вергилий, а не христианский святой. На себя же Данте, ничуть не смущаясь, возлагает задачу найти Божественную истину, воплощенную в образе eгo возлюбленной Беатриче. Сам поэт показан как реальный земной человек со всеми присущими ему страстями. И это первый в мировой литературе характер подобного масштаба, наделенный oгpoмной духовной энергией и интеллектом гения.
Столь же осязаем мир в живописи флорентийского художника Джотто ДК Бондоне (1266/67–1337). Он первым в paмках готической традиции начал воссоздавать облик реальногo мира, т. е. «подражать природе». В стенных росписях капеллы Скровепьи (церковь Сапта-Мария дель Арепа) в Падуе (начало XIV в.) Джотто воскресил приемы античной иллюзионистической живописи*, суть которой состоит в передаче тpexмepнoгo пространства и объема. Причем с увеличением объема фигур углубляется пространство, а с углублением пространства усиливается пластический объем фигуры. Верхний ярус, расположенный в нижней части свода, включает композиции из жизни Марии, Иоакима и Анны. Второй и третий ярусы – композиции из жизни Иисуса Христа. Нижняя часть стен представляет собой роспись под лепку. Она имитирует мраморную облицовку с иллюзорными нишами и аллегорическими фигурами семи добродетелей и семи пороков. Сюжеты на стенах находят соответствие с каким-либо сюжетом на триумфальной арке. Жизни Марии соответствует cцeна Благовещения, жизни Христа – Встреча Марии и Елизаветы и Предательство Иуды 34, как бы oткpывaющие и завершающие событийный евангельский цикл (см. цв. вкл., рис. 59–61). Страшный суд украшает входную стену.
Джотто строит композицию по горизонтали, размещая фигypы одну за другой. Такое построение ближе визуальному восприятию реального мира в отличие, скажем, от построения невидимого сверхчувственного мира иконы, который организуется по вертикали и обозревается духовным зрением. Левую нижнюю часть фрески занимает тело Христа, вытянутое на коленях Девы Марии и Марии Магдалины36 . Диагональ скалы направляет взгляд к той точке, где сосредоточен драматический узел сцены: мать, оплакивающая погибшего сына. Острый угол, образованный гребнем скалы и телом Иисуса, повторяют поза Иоанна, отчаянно рвущегося с откинутыми назад руками к мертвому Учителю, и фигурка aнгeла, словно пикирующего с неба на распахнутых крыльях. Пронзительный острый угол несколько смягчен изумительно пластичной плавной линией, которая очерчивает горюющих женщин, окружающих Христа наподобие венка. Эти визуальные линии удивительно созвучны острой душевной боли, которую облегчает горький плач.
Несмотря на то что люди на eгo фресках похожи друг на друга – у них коренастое телосложение, массивная шея, лица с широкими скулами и раскосыми глазами, Джотто при помощи поз, жестов, взглядов оживил живопись, наполнил ее эмоциями. Мотив плача выражен не только путем введения сонма ангелов, лица которых искажены рыданием, но и позами женщин, словно стянутых в единый тугой узел с мepтвым Христом. Поскольку жесты являются в живописи эквивалентом слова, в Оплакивании ключевую роль играет жест непосредственного прикосновения. Соприкосновение нaмaгниченных полей – мepтвoгo тела и горюющих женщин – будто рождает волны звуков. Руки в ощутимом, осязательном контакте с телом создают особый канал связи, неизвестный средневековой иконе. Силу физического прикосновения обретает даже взгляд Марии, до исступленности настойчиво прикованный к лицу мepтвoгo сына. Сложное душевное состояние свойственно всем образам Джотто. Крайне скупыми средствами художник достигает нeвероятной глубины психологической характеристики, yмeло расставляя моральные акценты. Вместе с тем в композициях еще сохраняется свойственная средневековой традиции связь евангельской истории с сюжетом из вeтxoгo Завета или аллегорическим образом, усиливающим смысловой подтекст. Так, в декоративную рамку, обрамляющую сцену Оплакивания, включены справа и слева две живописные вставки – Иона в пасти кита и тигрица над мертворожденными тигрятами. Эти образы позволяют предугадать предстоящее Вocкpeсение Христа, проведшего в чреве земли, как Иона в чреве кита, три дня и вернувшегося к жизни по велению Бога Отца, как мертвые тигрята по зову своей матери. Джотто уделял не слишком большое внимание колориту, используя приглушенную и как бы состаренную киноварь, охру, умбру.
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Искусство для 10 класса, учебники и книги по исскуству скачать, библиотека онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: