KNOWLEDGE HYPERMARKET


Живопись — искусство цвета

Гипермаркет знаний>>Искусство >>Искусство 6 класс>> Живопись — искусство цвета


                                                      §1 Живопись — искусство цвета

Живопись — это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками, нанесенными на какую-нибудь твердую поверхность.

Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать деиствительность.

По своему практическому назначению живопись разделяется на монументальную, станковую, иконопись, миниатюру, театрально-декорационную, декоративную роспись и др.

Каждая из разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как технического исполнения, так и художественно-образных задач.

Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи
является цвет.

Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, вечные философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. 


1. Наскальная живопись. Раненый бизон и мертвый охотник. Пещеры Ласко, Франция. Последний период палеолита. 2. Наскальная живопись. Группа охотников. Ущелье Валторты. Испания. Мезолит

1. Наскальная живопись. Раненый бизон и мертвый охотник. Пещеры Ласко, Франция. Последний период палеолита. 2. Наскальная живопись. Группа охотников. Ущелье Валторты. Испания. Мезолит




3. Владимирская богоматерь. 4. РАФАЭЛЬ. Прекрасная садовница
3. Владимирская богоматерь. 4. РАФАЭЛЬ. Прекрасная садовница


Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту. Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал.

В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение мадонны явилось идеалом земного совершенства. Художники начали писать реалистические полотна.

Техника живописи постоянно совершенствовалась. Все более разнообразные сюжеты привлекали живописцев. Это все привело к возникновению жанров в XVII веке.

Одним из самых древних жанров является портрет. Прекрасные портреты, выполненные в технике восковой живописи, были найдены в местечке Файюм. Они были созданы в Древнем Египте в I—III веках нашей эры. Файюмские портреты отличаются яркой жизненной образностью, объемной светотеневой моделировкой
форм (ил. 5). 

5. Портрет юноши в золотом венке. 6. Ф. РОКОТОВ. Портрет неизвестной дамы в розовом. 7. СЕРОВ. Девушка, освещенная солнцем
5. Портрет юноши в золотом венке. 6. Ф. РОКОТОВ. Портрет неизвестной дамы в розовом. 7. СЕРОВ. Девушка, освещенная солнцем


Замечательными русскими портретистами были Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, В. Серов и др.

Своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь изображают художники в натюрморте. Этот жанр появился в XVII веке. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия, рассматривая их, кажется ощущаешь вкус реальных плодов, рыб, напитков. Они словно воспевают гимн материальному миру.

С России мастерами натюрморта были П. Кончаловский, И. Машков, К. Петров-Водкин, М. Сарьян и др. 

КЛАС. Завтрак. Голландия
КЛАС. Завтрак. Голландия


9. КОРО. Мост в Нанте. 10. ВАН ГОГ. Пшеничное поле и кипарисы. Фрагмент 11. СЕЗАНН. Крестьянский дом. Каштаны в Жа де Буффан. 12. ВАСИЛЬЕВ. Мокрый луг
9. КОРО. Мост в Нанте. 10. ВАН ГОГ. Пшеничное поле и кипарисы. Фрагмент 11. СЕЗАНН. Крестьянский дом. Каштаны в Жа де Буффан. 12. ВАСИЛЬЕВ. Мокрый луг


Картины, в которых главным было изображение природы, тоже стали создавать в Голландии в XVII веке. Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроение. Сравните пейзажи К. Коро, Ван Гога, П. Сезанна и вы увидите, что в основе любого из них — реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное — это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передает свое внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Певцом русской природы можно назвать И. Левитана. Замечательными русскими пейзажистами были
Ф. Васильев, В. Поленов, А. Саврасов, И. Шишкин и др.

Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют «маринами», они составляют самостоятельный жанр. Картины И. Айвазовского яркий пример этого жанра. 

Некоторые художники все свое творчество посвящают изображению животных и птиц. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей (А. Лаптев, В. Ватагин, Е. Чарушин).

События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра — это, как правило, полотна с многофигурными композициями, реалистичные по цветовому решению. Творчество В. Сурикова — яркий пример исторической живописи.

13. ВАСНЕЦОВ. Аленушка. 14. СУРИКОВ. Меншиков в Березове. 15. ВРУБЕЛЬ. Пан
13. ВАСНЕЦОВ. Аленушка. 14. СУРИКОВ.

Меншиков в Березове. 15. ВРУБЕЛЬ. Пан

В. Васнецов написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Картины, написанные на сюжеты из мифов, относятся к мифологическому жанру (ил. 15).

Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изображать на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи, например картины русских художников: А. Венецианова, П. Федотова, В. Перова, Г. Мясоедова, Б. Кустодиева.

В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создается во многом с помощью цвета.

Сначала мы разглядываем сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было, а затем рассматриваем, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски (лессировкой, алла прима), какой выбирает колорит. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

16. ВЕНЕЦИАНОВ. Гумно. 17. КУСТОДИЕВ. Московский трактир

16. ВЕНЕЦИАНОВ. Гумно. 17. КУСТОДИЕВ. Московский трактир

Рассмотрите репродукции картин в этой книге и прочувствуйте их колорит. Постарайтесь понять замысел художника, основную идею произведения.

Стать грамотным зрителем непросто. Нужно изучить язык живописи и постоянно развивать свое восприятие, художественный вкус, эмоциональность.

С жанрами изобразительного искусства вы уже познакомились в начальной школе, поэтому здесь дается только их краткий обзор. Если вы захотите узнать о них побольше, то можете заглянуть в «Краткий словарь художественных терминов», который является составной частью данного учебного комплекта, или обратиться к специальной литературе, например к указанной в конце учебника.

Художник создает живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Следует изучать основы цветоведения, различать понятия «цвет» и «краска». Необходимый цвет для живописи обычно достигается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит.

Слово «цвет» одно, а определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства. 


Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы живописи: Учебник для уч. 6 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 80 с:цв.ил.



Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.