KNOWLEDGE HYPERMARKET


Портрет в искусстве России

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>>Портрет в искусстве России


                                                               Портрет  в  искусстве России


Считается,  что  портрет  —  самое  бесспорное  достижение нашей  национальной школы,  именно  благодаря  ему  русская живопись  достигла  уровня  европейской.  ХVIII  в.  в  России называют  веком  портрета.  В жанре  портрета  писали  лучшие русские  художники: Ф.  Рокотов,  Д. Левицкий, О. Кипренский, К.  Брюллов,  И.  Репин, М.  Врубель  и  др.

В  середине  ХVIII  в.  портрет  становится  частью  быта,  связанной  с  архитектурой,  мебелью,  утварью,  самими  обитателями  жилища,  их  костюмами,  привычками.

Благодаря  «портретным  гармониям»  русского  художника Федора  Степановича  Рокотова  (1735—1808)  образовался особый  эмоциональный  словарь  для  выражения  впечатлений зрителя:  «полумерцание, полугорение красок»,  «зыбкость, воздушность»,  «загадочность  и  таинственность»,  «вибрация света  и  цвета»,  «поэтическая  хрупкость  чувств», «затаенность душевных  проявлений»  и  т. п.  Кроме  технических  живописных  новшеств,  художник  открывает  новые  возможности  камерного  интимного  портрета  в  выражении  душевного  мира человека  как  главного  критерия  его  достоинства.  Нередко считают,  что  Рокотов  наделял  модели  своей  собственной одухотворенностью.

Особое  место  в  творчестве  художника  занимает  портрет А. Струйской  (1772).  Он  является  ярким  примером  поэтизации  образа  средствами  живописи.  Воздушная,  прозрачная манера  письма  создает  ощущение  легкости  тканей  и  бездонности  фона.  С  помощью  света  Рокотов  мастерски  выделяет лицо  и  одновременно  объединяет  всю  композицию  портрета  в  единое целое. Не случайно  этот портрет часто называют «русской  Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—1898)  увидел  у  своих  знакомых  портрет  Марии  Лопухиной, написанный  русским  художником  Владимиром  Лукичом Боровиковским  (1787—1825).  Портрету  к  тому  времени  тоже было  почти  сто  лет.  Поэт долго  оставался  в  задумчивости перед  небольшим  холстом.  Он  практически  ничего  не  знал об  этой  женщине.  Знал  только,  что  жизнь  ее  отчего-то  сложилась  несчастливо  и  что  умерла  она  совсем  молодой. Поэт думал:  «Какое  чудо  —  живопись!  Все давным-давно  забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»

И  в  голове  его  начали  складываться  стихи:

                                                          Она  давно  прошла —  и  нет  уже  тех  глаз
                                                          И  той  улыбки  нет,  что  молча  выражали
                                                          Страданье —  тень  любви  и  мысли —  тень  печали.
                                                          Но  красоту  ее  Боровиковский  спас.
                                                          Так,  часть  души  ее  от  нас  не  улетела.
                                                          И  будет  этот  взгляд  и  эта  прелесть  тела
                                                          К  ней  равнодушное  потомство  привлекать,
                                                          Уча  его  любить,  страдать,  прощать,  мечтать. . .

РОКОТОВ. Портрет А. Струйской


Мы  потому  и  помним  Лопухину, что  ее написал Боровиковский. А  если бы  мы  не  знали,  кто  изображен  на портрете, разве бы он меньше нравился  или  меньше  трогал?  Конечно,  нет! Оттого  и  будет  вечно  волновать  этот портрет,  что  художник  создал  прекрасный  образ  женщины  печальной и  светлой  красоты,  чистой  и  нежной души.

                                                            Любите  живопись,  поэты!
                                                            Лишь  ей,  единственной,  дано
                                                            Души  изменчивой  приметы
                                                            Переносить  на  полотно.

                                                            Ты  помнишь,  как  из  тьмы  былого,
                                                            Едва  закутана  в  атлас,
                                                            С  портрета  Рокотова  снова
                                                            Смотрела  Струйская  на  нас?

                                                            Ее  глаза —  как  два  тумана,
                                                            Полуулыбка,  полуплач,
                                                            Ее  глаза —  как  два  обмана,
                                                            Покрытых  мглою  неудач.

                                                            Соединенье  двух  загадок,
                                                            Полувосторг,  полуиспуг,
                                                            Безумной  нежности  припадок,
                                                            Предвосхищенье  смертных  мук.

                                                            Когда  потемки  наступают
                                                            И  приближается  гроза,
                                                            Со  дна  души  моей  мерцают
                                                            Ее  прекрасные  глаза.

                                                            Н.  Заболоцкий


БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет Марии Лопухиной

•  Поделитесь  своими  впечатлениями  от женских  портретов,  написанных  русскими  художниками.

• Подберите музыкальные произведения русских  композиторов  (романсы,  камерно-инструментальная  музыка),  которые  можно  использовать  как фон,  способствующий более  глубокому восприятию  портретной  живописи.

•  Сравните  художественные  особенности портретов  Рокотова  и  Боровиковского  с  особенностями  знаменитого  портрета  Леонардо да  Винчи  «Джоконда».  Что  их  роднит,  что  различает?

•  Найдите  в  тексте  стихотворения  эпитеты, метафоры,  сравнения.  Каким  образом  они  усиливают  восприятие  образа  А. Струйской?






Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.


Сборник конспектов уроков по искусству скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.