Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 11 класс>> Политическое сознание
Политическое сознание, как вы знаете, — это одна из форм общественного сознания. Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностямиклассами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях. Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причем заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создает науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов. Между обыденным и теоретическим сознанием нет непреодолимой стены. Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики. Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определенного сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а ее создателей — идеологами. Так, интересы «третьего сословия» во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескье, а интересы наемных рабочих XIX в.— в трудах К. Маркса. И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определенный субъект политики отражает в своем сознании политическую жизнь, осознает собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. В отличие от обыденного мировоззрения, которое содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную, целостную совокупность понятий, идей, оценок. Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определенных субъектов политики. Ценность — это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества. То, что для одного человека имеет большую ценность, для другого — малую или вообще не представляет никакой ценности, а подчас является антиценностью, т. е. вызывает негативное отношение. Так, для одних людей большая ценность — монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Ценность — это не свойство самих объектов, а результат их включенности в сферу человеческой деятельности, их потребностей и интересов. Когда, например, люди участвуют в выборах, они руководствуются своими ценностными ориентациями, которые определяют их социальные установки, т. е. предрасположенность к каким-либо политическим решениям. Идеология, выдвигая систему ценностей, задает цели, ориентиры для политических действий. В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов определенных субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания. Ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную ее картину. На процессе познания общества сказываются субъективные позиции исследователя, а выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука призвана дать объективное знание, достигаемое в результате всестороннего и по возможности беспристрастного изучения политического процесса. Что же касается идеологии, то пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются наряду со знаниями существенной характеристикой ее содержания. Социальная группа, чьи интересы обслуживает определенная идеология, предрасположена к ее восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощенная интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру. Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задается принятой ими идеологией. Определенная идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет ее идеологическим позициям других политических партий, ведет с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу. В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определенных ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса. Идеологи систематизируют идеи и понятия, придают своим оценкам, принципам, идеалам упорядоченность и согласованность. Идеология предстает в логически стройном, теоретическом виде. Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают ее цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашенных лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры. Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-рациональными. Сила идеологии измеряется степенью ее освоения гражданами, мерой ее воплощения в политической деятельности. Таким образом, политическая идеология — это и учение, и программа, и ее претворение в политической практике. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII—XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях — равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни — свободу мысли и слова. В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищенной от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признает необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоев общества. Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма — традиционализм, стабильность, порядок. Признается естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоев. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма, интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида. Важнейшие ценности консерватизма — семья, религия, мораль. Вместе с тем консерватизм, как и либерализм, придает основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства. Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признает необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма — закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть. Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой угнетенных классов об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу. Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм (по имени его основоположника К. Маркса). Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растет пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду. На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм. Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение состояния окружающей среды. Социализм, с точки зрения социал-демократов,— это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Идеология фашизма, в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей, возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощенное в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации. Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия — все это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей национал-социализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы. В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников. Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию. Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой — настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики. Ученые, изучающие политическую психологию, раскрывают ее роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и ее отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвертых, психология масс и массовых настроений. Важное направление — изучение восприятия населением политической информации. Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.Функция критики и контроляпозволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям. Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают элек168 тронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвертой властью». Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни одна политическая группа не добьется значительных успехов в политике, если не имеет доступа к СМИ, и прежде всего к электронным; ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определенным общественным силам сторону. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Попытки тех или иных политических сил, используя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество и его развитие. Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу действительности, не владеет научными методами социального познания, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание воспринимает идеологию на веру. Но независимо от того, является ли принятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она всегда становится существенной стороной любой политической деятельности. 2 Важно воспитывать в себе критическое отношение к политическим идеологиям. Нельзя забывать , что идеологии , политические программыи лозунги , как правило , отражают групповые интересы и с этих позиций оценивают действительность , обосновывают цели и средства политической борьбы . Поэтому важно осознать общенародные , а также собственные интересы и с этих позиций ориентироваться в сфере идеологий . 3 Теоретические знания о политике могут стать компасом в океане текущей информации . Однако этот компас бесполезен для человека , не использующего современные источники политической информации . Умение получать необходимую информацию опирается на знания о возможностях и особенностях различных СМИ . Способность ориентироваться в потоке сообщений предполагает обращение к разным источникам, средствам , каналам распространения информации , сопоставление сведений о конкретных фактах, критическую оценку различных суждений . Однако «навести порядок в стране» можно разными методами. При ответе на вопрос «Что означает для вас эта фраза?» мнения разделились. Только 4% опрошенных имеют в виду диктатуру массовых репрессий (кстати сказать, возможность установления диктатуры в стране в 1999 г. вызвала наибольшую тревогу лишь у 2,5% молодых россиян). И столько же (4%) понимают под порядком в стране авторитарную власть, нарушающую права человека (5,4% — дали другой ответ и 7,3% — затруднились ответить). Подавляющее же большинство молодых людей (79,3%) ответили: «Соблюдение законов, элементарных правил поведения». Таким образом, молодежь не приемлет ни диктаторского режима, проявляющегося в жесткой власти с крайними формами насилия, ни авторитарной власти, нарушающей права человека. Ее симпатии на стороне правового, демократического государства, где взаимоотношения власти и общества определяются исключительно на основе закона. 2. Как вы думаете , что имел в виду польский писатель Богдан Чешко в следующем рассуждении : «Большая политика рано или поздно настигнет тебя . Но постарайся , чтобы она не застигла тебя в исподнем» ? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос ? 3 . Закон «О средствах массовой информации» , дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами , в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений , распространения слухов под видом достоверных сообщений . Объясните значение этой правовой нормы. 4 . Посмотрите информационно-аналитические программы телевидения , подводящие итоги недели , и дайте оценку их влияния на политическое сознание зрителей .
Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: