Гипермаркет знаний>>История>>История 6 класс>>История: От Британии - к Англии
В 407 г. римские легионы покинули Британию и ушли на материк. За легионерами на континент постепенно потянулись и римские колонисты. Кельтское население Британии оказалось предоставлено само себе. Римская культура на острове угасала. Кельтские вожди завязли в междуусобицах. С севера то и дело совершали набеги племена пиктов и скоттов.
Опасные защитники По-видимому, именно для защиты от пиктов бритты пригласили наемные дружины германских племен ютов, англов и саксов. Они жили на севере Германии и на Ютландском полуострове. Первые германцы прибыли на трех кораблях, но вскоре за ними последовали десятки, сотни и тысячи соплеменников. Германцы требовали от кельтов все более высокую плату, постоянно бунтовали, грозили разорением их страны. Примерно в середине V в. юты захватили Кент (область на крайнем юго-востоке Британии) и остров Уайт. Примеру ютов последовали англы и саксы. Они начали с разбойничьих набегов на кельтов и, не встречая серьезного сопротивления, вскоре перешли к завоеванию страны. Местное население они часто уничтожали, превращали в рабов, вынуждали к бегству. По словам хрониста, «огонь их ярости лизал своим красным языком западный океан (то есть Ирландское море)». Очень пострадали города, язычники-германцы грабили и разрушали церкви и монастыри. Многие кельты в ужасе бежали от нашествия на континент — в область, называемую Арморика. После массового переселения туда бриттов она получила новое название, которое сохраняется и сейчас — Бретань.
Рождение легенды о короле Артуре Кельты не только бежали от нашествия. В начале VI в. некий Амвросий Аврелиан, возможно, один из последних римлян на острове, сумел сплотить бриттов и наладить сопротивление германцам. Он одержал несколько ярких побед и примерно на полвека приостановил натиск англов и саксов. Воспоминания об этих победах веками сохранялись в памяти кельтских племен. Правда, в легендах имя героя, давшего отпор жестоким захватчикам, изменилось. Сказители стали называть его Арториусом или Артуром. Постепенно вокруг имени короля Артура сложился большой цикл сказочных историй, не имевших уже ничего общего с реальными событиями VI в. Средневековые писатели в разных странах Европы сочинили через пятьсот лет десятки романов о короле Артуре, его рыцарях Круглого стола во главе со славным Ланселотом, королеве Джиневре и волшебнике Мерлине. Этими книгами тогда зачитывались повсюду.
Англосаксонские королевства
Конец борьбы Германцы постепенно оправились от поражений, нанесенных Амвросием Аврелианом, и вновь перешли в наступление. Теперь у бриттов не оказалось достойного вождя, и к 600 г. большая часть острова была завоевана. Кельтские племена, не потревоженные нашествием, остались в Ирландии и Шотландии, а также на крайнем западе Британии, куда многие бритты бежали из центральных районов. Полуострова Корнуолл и Уэльс так и не были завоеваны англами и саксами. Кельтские языки и кельтская культура сохранялись там еще несколько столетий. Завоеватели создали на земле Британии семь королевств. В северной и центральной части острова осели англы. Три их королевства назывались: Нортумбрия, Мёрсия и Восточная Англия. На юге тоже три королевства принадлежали саксам. Они назывались Уэссекс (Западно-саксонское), Сассекс (Южно-саксонское) и Эссекс (Восточно-саксонское). Седьмым был уже упоминавшийся Кент под властью ютов. Завоеватели говорили на разных наречиях, но постепенно господствующим в стране стал диалект Мерсии, в которой, как уже сказано, расселились англы. Поэтому со временем язык, на котором общались завоеватели, стал называться английским, а позже и вся страна — Англией. Разные племена завоевателей и остатки покоренного населения сливались в один народ. За ним в истории закрепилось название англосаксы.
Крест, поставленный ирландскими монахами
Чудо ирландской церкви В кельтской Британии христианство успело пустить глубокие корни. Но после англо-саксонского завоевания проповедникам христианства все приходилось начинать заново — германцы поклонялись своим богам, приносили им жертвы и не собирались оставлять верования отцов, дедов и прадедов. За трудное дело обращения варваров взялась прежде всего ирландская церковь. Ирландская церковь сама по себе была явлением удивительным. В то время как по всей Европе образование пришло в полный упадок, на далеком острове, населенном кельтскими племенами, расцвели монастыри, в которых знали не только латынь, но даже греческий. Да не просто знали — владели в совершенстве! Ирландские монастыри не отличались богатством — монахи жили в простых хижинах и шалашах, спасаясь от набегов недругов в одиноких каменных башнях. Зато в мастерских письма переписывали церковные и светские книги. Эти рукописи до сих пор удивляют своим великолепием, невероятным мастерством их создателей. Ирландские монахи не только «накапливали» знания, они старались как можно шире распространить их по Европе. В утлых ладьях, без дорожных припасов, но с драгоценными рукописями за спиной, пускались ирландцы в плавание к чужим берегам. Там они проповедовали Евангелие, делились своими знаниями с учениками, основывали новые обители, налаживали мастерские письма. Самые знаменитые монастыри того времени в Западной Европе — Боббио в Северной Италии и Санкт-Галлен в нынешней Швейцарии — были основаны ирландцами.
Страница одной из ирландских рукописей Конечно, монахи «Зеленого острова» не могли оставить без внимания и германцев, вторгшихся в Британию. Весь север страны — Нортумбрия был в VII в. крещен ирландскими монахами.
Вмешательство Рима Распространение христианского учения среди язычников называется миссионерством. История сохранила имена многих миссионеров, добровольно, с большим риском для жизни шедших проповедовать Евангелие к германским, славянским, кельтским, балтийским племенам. Немало миссионеров приняли мученическую смерть и за это были причислены церковью к лику святых. Миссионерством стала заниматься и римская церковь. Папа Григорий I Великий (590—604) — умный политик и отличный администратор — сделал очень много для ее усиления, роста ее богатств и влияния. Григорий I заботился и о внешней выразительности церковной службы. Его даже считают создателем особого типа песнопений — григорианского хорала. Когда папа Григорий I узнал, что константинопольский патриарх повелел называть себя впредь «вселенским патриархом», он «в ответ» принял подчеркнуто смиренный титул «раб рабов Божиих». Этим он хотел упрекнуть своего главного соперника в гордыне. С тех пор так себя именуют все римские папы. Что же касается подлинного смирения Григория I, то он первым из пап заявил, что всем светским государям следовало бы подчиниться епископу города Рима. Ведь римский папа получил свою власть через апостола Петра от самого Иисуса Христа. Короли и герцоги, впрочем, не спешили выполнить это пожелание Григория I. Григорий I боролся против любых местных отклонений от церковных порядков, принятых в Риме. И если справиться с Восточной церковью было не в его силах, то попытаться распространить влияние римской церкви далеко на севере — в Англии Григорий I вполне мог.
Папа Григорий I Великий. Резьба по кости (IX - X вв.) Папа послал в Британию своих монахов, главный из которых носил имя великого богослова Августина. Августин обосновался в Кенте в местечке Кентербери. Оттуда он и его сподвижники стали проповедовать по всему югу острова. Они имели успех и со временем смогли даже вытеснить ирландскую церковь с севера Британии. Главными центрами, архиепископствами, в Англии стали Кентербери — на юге и Йорк — на севере. Принятие христианства для варваров означало не просто перемену веры, но и приобретение множества новых знаний. Священные книги и сочинения отцов церкви нужно прочитать, а значит, необходимо овладеть латынью. Чтобы выучить латынь, надо освоить сочинения латинских классиков еще языческой поры — Цицерона и Вергилия, Горация и Сенеки. Разобраться в событиях, описанных в Библии, нельзя без знания истории. Вычисление церковных праздников — это тоже целая наука. Поэтому повсюду в Европе, куда в раннем средневековье приходило христианство, местные варварские племена начинали приобщаться к позднеантичной культуре.
Беда Достопочтенный Англосаксы оказались восприимчивы к знаниям. Имя одного из англосаксонских монахов — Беды Достопочтенного (672—735) — в числе самых знаменитых ученых европейского средневековья. Благодаря своей обширной «Церковной истории англов» он считается первым английским историком. Ему принадлежит также множество сочинений по богословию, медицине, астрономии, арифметике, грамматике, философии. Именно Беде, авторитетности его трудов мы обязаны тем, что ведем счет лет «от Рождества Христова». Беда поддержал мнение одного монаха VI в., вычислившего, что Иисус якобы родился в 753 г. после основания Рима. Именно от этой даты мы до сих пор и отсчитываем: первый год нашей эры, десятый век нашей эры, двухтысячный год...
Вопросы 1. Найдите на карте все географические названия, упомянутые в тексте. 2. Вспомните, когда римляне появились в Британии. Сколько лет продолжалась римская колонизация острова? 3. Можете ли вы пересказать какие-либо легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? 4. Ваши предположения: как могло получиться, что в далекой Ирландии монахи мастерски владели греческим языком, хотя это было тогда редкостью даже в Италии? 5 Как вы думаете, почему в споре между Римом и ирландской церковью за духовную власть над Англией победил все же более далекий от Британских островов Рим?
Бриттский историк Ненний (VIII в.) о появлении саксов в Британии В Британии царствовал тогда Гвортигирн и, пока царствовал, трепетал пред пиктами и скоттами... Между тем прибыли три циулы (Циула — большая лодка, ладья.) с находящимися на них изгнанниками из Германии, среди коих были два брата, Хоре и Хенгист... Гвортигирн принял их благосклонно и отдал им во владение остров (в Кенте), который на их языке называется Танет, а на языке бриттов — Руим... Случилось так, что после поселения саксов на вышеназванном острове Танет, король Гвортигирн пообещал вдосталь снабжать их съестными припасами и одеждой. И им это пришлось по душе, и они обязались храбро сражаться с его врагами. Но когда эти чужеземцы размножились, бритты больше не смогли их кормить. А они продолжали требовать продовольствие и одежду, как им было обещано, и бритты так ответили им: «Мы не можем больше поставлять вам продовольствие и одежду, ибо число ваше умножилось; оставьте нас, ибо в помощи вашей мы не нуждаемся». И саксы вместе с возглавлявшими их порешили нарушить мир. Будучи мужем сведущим, коварным и хитрым, Хенгист, убедившись, что король бездеятелен, а народ его безоружен, замыслил предательство и обратился к королю бриттов с такими словами: «Нас немного: если хочешь, мы пошлем гонцов на родину нашу и призовем воинов из нашего края, дабы выросла численность сражающихся за тебя и за твой народ». И Гвортигирн повелел, чтобы они так поступили, и саксы послали гонцов... Ода возвратились, приведя с собой шестнадцать циул, в коих прибыли отборные воины... И сказал Хенгист Гвортигирну: «Я — твой отец и советчик; ни в чем не отступай от моего совета, и ты более не будешь страшиться, что тебя когда-нибудь одолеет кто-либо или какой-либо народ, ибо народ мой несокрушим. Я призову, кроме того, моего сына и его двоюродного брата — тот и другой отменные воины, — дабы они сразились со скоттами, а ты предоставь им области, расположенные на севере...» И Гвортигирн повелел, чтобы Хенгист их призвал, и тот призвал Окту и Эбиссу с сорока циулами... А Хенгист продолжал мало-помалу призывать к себе циулы, так что на тех островах (Ненний считает Ютландию островом. К тому же он не различает, по-видимому, англов, саксов и ютов.), откуда пришли саксы, жителей совсем не осталось. И когда пришельцы возросли в числе и окрепли, они подступили к городу кентцев... После этого король призвал своих колдунов, дабы они указали, что ему надлежит предпринять. И те сказали: «Направься в крайние пределы твоего королевства и построй мощную крепость, в которой ты сможешь себя защитить; ведь народ, который ты поселил в твоем королевстве, ненавидит тебя и коварно с тобой расправится, а после смерти твоей захватит любимые тобою земли вместе со всем народом твоим»... Между тем Гвортемир, сын Гвортигирна, упорно сражался с Хенгистом и Хорсом и их соплеменниками и прогнал их на вышеназванный остров Танет и, трижды заперев их на нем, осаждал, разбивал, уничтожал и устрашал саксов. И они послали за море гонцов, призывая из-за моря циулы с огромным количеством храбрых воинов, после чего сражались с королями нашего племени; иногда они побеждали и распространяли свои пределы, иногда их побеждали и прогоняли.
Саксонский историк Видукинд Корвейский (Х в.) о появлении саксов в Британии И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы, прибывшие к саксам, заявили: «Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить бриттов без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, бритты готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с нашими врагами, то знайте, какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести». Наши праотцы ответили на это кратко: «Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут с ними в равной мере и в их беде, и в их удачах». Обрадованные послы вернулись на родину и, сообщив желанное известие, еще более обрадовали своих соотечественников. Затем в Британию было послано обещанное войско саксов и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество. При осуществлении этого не было больших трудностей, ибо те, до которых уже дошел слух о славе саксов, страшились их и при одном их приближении далеко рассеивались. Враждебными бриттам были племена скоттов и пиктов, и саксы против них повели войну, получив от бриттов все необходимое для жизни. Так саксы пробыли некоторое время в этой стране, пользуясь взаимной дружбой бриттов. Но когда предводители войска увидели, что земля эта обширна и плодородна, а жители ленивы в деле ведения войны, и что сами жители, да и большая часть саксов не имеют прочных мест для поселения, тогда они послали гонцов, чтобы отозвать большую часть войска, заключили мир со скоттами и пиктами и сообща с последними выступив против бриттов, изгнали их из страны, а самую страну подчинили своей власти.
Из инструкции, данной папой Григорием I Великим Августину, отправляющемуся в Англию Храмы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиваться только истреблением одних идолов. Пусть окропят такие храмы святой водой, построят алтари и поместят мощи (Мощи — сохранившиеся останки святых.), ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто обратить их от служения демонам на служение истинному Богу. Сам народ, видя свои храмы неразрушенными и изъяв из сердца заблуждения, будет тем охотнее стекаться в местах, к которым издавна привык, познавая и поклоняясь при том истинному Богу. И так как язычники имеют обычай приносить в жертву демонам многочисленных быков, то необходимо им заменить и это каким-нибудь торжеством в дни памяти или рождения святых мучеников, которых мощи положены там. Пусть народ строит себе из древесных ветвей шалаши около церквей... и празднует такие дни религиозною трапезой... Когда им будет обеспечено материальное довольство, они легче воспримут и радость духовную.
Англосаксонское стихотворение, посвященное руинам римского города Каменная диковина —
1. Сравните версии Ненния и Видукинда Корвейского о появлении саксов в Британии. Составьте таблицу, содержащую ответы на вопросы: как появились саксы в Британии? с какой целью прибыли саксы? кто первый нарушил взятые обязательства? как вели себя бритты, и т.п.? Не забудьте отметить и то, что в обоих текстах сходно. 2. Насколько глубоко усваивали англосаксы христианство, если Августин точно следовал указаниям Григория I? 3. Почему Григорий I проявляет такую терпимость к остаткам язычества? 4. С какими чувствами поэт-англосакс описывает руины римского города в Британии? 5. Какие изменения должны были произойти среди англов, саксов и ютов за время, прошедшее после завоевания Британии, чтобы англосаксонский поэт мог сложить подобное стихотворение о руинах римского города?
Бойцов М.А., Шукуров Р.М., Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: