KNOWLEDGE HYPERMARKET


Девиз — куртуазность!

Гипермаркет знаний>>История>>История 6 класс>>История: Девиз — куртуазность!


§ 35. Девиз — куртуазность!


Кодекс рыцарской чести

Европейские рыцари XII—XIV вв. выработали своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись не только на низших ступенях феодальной лестницы. Графы, герцоги, короли тоже считали себя рыцарями, а значит готовы были соблюдать кодекс рыцарской чести. Создав особые правила поведения, сеньоры как бы стремились отгородиться от простолюдинов, подчеркнуть свое отличие от «мужланов».


Посвящение в рыцари: посвящаемому повязывают меч, пристёгивают золотые шпоры, вручают щит с гербом и шлем. Миниатюра (XIV в.)

Посвящение в рыцари: посвящаемому повязывают меч, пристёгивают золотые шпоры, вручают щит с гербом и шлем. Миниатюра (XIV в.)

Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь — защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка — позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто много ниже его по общественному положению. Обнажить рыцарский меч против черни считалось позором. Скупость — качество, недостойное рыцаря. На самом деле, конечно, далеко не все рыцари и отнюдь не всегда следовали правилам столь «благородного» поведения. Тем не менее возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.


Культ прекрасной дамы

Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Свое сердечное отношение к даме рыцарь часто выражал в словах, относящихся к процедуре получения феода. Он называл свою даму сеньором, считал себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. В служении прекрасной даме часто было куда меньше подлинного чувства, чем изящной придворной игры, обычая, которому полагалось следовать как «настоящему» рыцарю, так и «благородной» даме. Истинный рыцарь должен был обладать важным качеством — куртуазностью (от слова court — двор). Это — светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой... Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно — он мог лишиться всеобщего уважения.


Турниры

Соревнования, в том числе и поединки, были излюбленными развлечениями в средние века. Рыцари делали из них красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве — турнир собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разумеется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Он был бы безмерно счастлив уже от одной ее благосклонной улыбки...

Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но порой схватка становилась более разнообразной и опасной. Тяжелые железные латы, шлем с забралом и щит хорошо защищали рыцарей от серьезных травм не только на турнирах, но и в настоящем бою — потери рыцарского войска в сражениях были невелики. Но бывало, что и на турнирах происходили несчастные случаи. Так, в XVI в. французский король Генрих II на турнире во время свадьбы своей дочери получил жестокую рану, от которой вскоре и умер. Копье противника сломалось, ударившись в шлем короля, и осколки его сквозь щели в забрале пронзили глаз и лоб Генриха.


Гербы

Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их многочисленных обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал бы его боевой щит, знамя, ворота замка, печать... Сначала гербы были простыми, но со временем на них появлялось все больше сложных фигур. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов — геральдика. Прочитать по гербу можно порой очень много: узнать не только, кто хозяин, но и чем были известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе и духовные лица, и города, и отдельные горожане. Появились также гербы государств.


Возникновение замка. Реконструкция

Возникновение замка. Реконструкция


Замок

На первых порах рыцари жили в укрепленных домах, не слишком отличавшихся от жилищ их крестьян. Затем они стали строить крепкие каменные замки — обычно на какой-нибудь возвышенности, куда не так-то легко было добраться возможному врагу. Такие каменные замки покрыли всю Западную Европу. Только во Франции их было около 40 тысяч. К обороне эти твердыни были приспособлены неплохо: здесь были рвы, подъемные мосты, по нескольку колец укреплений, множество прочих неприятных сюрпризов для нападающих. Поэтому, как правило, взять замки можно было либо напав врасплох, либо хитростью, либо изнурительной осадой, либо из-за измены.

Но для уютной жизни замки годились плохо, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением. Редко когда удавалось сделать достаточно глубокие колодцы — ведь замки строились в основном на высоких холмах. Приходилось либо довольствоваться цистернами с дождевой водой, либо возить воду снизу. Снизу приходилось доставлять и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Так что порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры вновь стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовать только в случае опасности.

Не для того ли, чтобы разогнать тоску, в сырых и темных каменных громадах, где в долгие зимние ночи не могли рассеять мрак ни отсветы огня в камине, ни пламя факелов, были придуманы изящные обычаи придворной жизни?

Едва ли не самым важным из придворных праздников было принятие юношей в рыцарское сословие. Успешно прошедшие трудные испытания и показавшие себя достойными получали меч из рук короля или другого знатного сеньора. Часто король слегка ударял мечом плашмя по плечу юноши — это было знаком возведения его в рыцари.

Певцы доблести и любви

На всех придворных празднествах желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины — шпильманы и жонглёры (последние не имели ничего общего с современными цирковыми жонглерами), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (очень приблизительный перевод — слагающие стихи). Трубадуры — авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, но еще больше, конечно же, любви. Любовь трубадура, как правило, неразделенная. Трубадур страдает, испытывая мучения, на которые его обрекает суровая красавица. Но он верен ей до последнего вздоха. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс — герцогиня Аквитанская Альенора, уже известная нам супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II.


Устройство средневекового замка: 1- подъёмный мост; 2 - надвратная башня; 3 - замковый двор; 4 - хозяйственные постройки и конюшня; 5 - башни; 6 - жилище хозяина замка; 7 - женские горницы; 8 - капелла; 9 - главная замковая башня.

Устройство средневекового замка: 1- подъёмный мост; 2 - надвратная башня; 3 - замковый двор; 4 - хозяйственные постройки и конюшня; 5 - башни; 6 - жилище хозяина замка; 7 - женские горницы; 8 - капелла; 9 - главная замковая башня.


Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты — миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде.


Героические песни

На придворных празднествах в замках крупных сеньоров звучали не только страстные песни влюбленных трубадуров и миннезингеров. Жадно слушали гости и хозяева длинные величественные поэмы о старинных героях. Часто в основе сюжета лежал действительный факт. Но многие поколения сказителей так разукрасили свои песни поэтическими грезами, что разглядеть за ними подлинное событие стало почти невозможно.

Очень любили в XII—XIII вв. уже известную нам «Песнь о Роланде».

В немецких землях возникла «Песнь о Нибелунгах». В ней слышен отзвук битв эпохи Великого переселения народов, когда полчища гуннов разгромили одно из небольших германских королевств на верхнем и среднем Рейне. Но узнать этот исторический эпизод в «Песни о Нибелунгах» очень трудно.

Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. Его вдова Кримхильда поклялась отомстить за это предательство, хотя в заговоре против Зигфрида участвовал ее брат. Она вторично вышла замуж за могущественного короля гуннов Этцеля (Аттилу) и спустя какое-то время пригласила в гости в страну гуннов всех своих родственников и бывших вассалов. Королева гуннов устроила ссору, переросшую в страшную битву героев. Ценой жизни множества гуннских воинов кровавая месть Кримхильды свершилась, и никто из ее гостей не избежал смерти. Но в конце гибнет и сама Кримхильда...


Романы

Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты знаменитых рыцарских романов. В них уже все было выдумкой: сказочные рыцари разили драконов, побеждали колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам.

Излюбленными темами рыцарских романов были переработки кельтских легенд о короле Apmуpe. Двор сказочного короля и его супруги Джиневры служил образцом рыцарственности и куртуазности для целого света. Среди рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами двенадцать. Они были самыми храбрыми и благородными из его вассалов и заседали с королем за круглым столом в перерывах между бесконечными странствованиями ради наказания зла и утверждения справедливости. Среди рыцарей Круглого стола особенно известны были Парсифаль (Персиваль) и красавец Ланселот. Творил чудеса при дворе короля Артура волшебник Мерлин. Легенды артуровского цикла пересказывали в Европе многие авторы, но больше всех известен, пожалуй, француз Кретьен де Труа (XII в.).

С британских островов пришел на материк и сюжет о трагической любви Тристана и Изольды.

Славный королевич Тристан верой и правдой служил своему дяде, королю Корнуэлла Марку. Тристан совершил множество подвигов и сумел сначала победить давних врагов Корнуэлла — ирландцев, а затем и помирить обе враждующие много лет стороны. Король Марк повелел Тристану привезти ему ирландскую принцессу белокурую Изольду, о несравненной красоте которой Тристан много ему рассказывал. Ирландцы отдали Изольду в Корнуэлл, Тристан и Изольда случайно выпили вместе приворотного зелья и воспылали друг к другу неслыханной страстью. Тем не менее Изольда обвенчалась с королем Марком, после чего началась жизнь, мучительная для всех троих. Страсть боролась в душах Тристана и Изольды с чувством долга — верной супруги и верного вассала. Король Марк мучился подозрениями, но тоже любил Изольду и глубоко уважал доблестного рыцаря — своего племянника. После множества бед и мытарств, отчаянных безумств и кровопролития Тристан и Изольда погибли. Их похоронили рядом. «И из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды... Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде».


Вопросы

1. Важной частью герба является девиз — краткое изречение, выражающее самое важное в характере обладателя герба. Что вы можете сказать о сеньорах, имевших девизы: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Меня не позабудешь», «Я осилю», «Я не король и не князь, я барон де Куси», «Королем быть не могу, герцогом не соблаговолю; я — Роган»?

2. Какие представления вызывают у вас слова «рыцарь», «рыцарственность»? Откуда, как вы думаете, возникло такое отношение у нас к средневековым рыцарям?

3. Как сложился кодекс рыцарской чести и зачем он понадобился?

4. Были ли рыцари, по вашему мнению, действительно «рыцарственны»?


Из песен провансальских трубадуров. Гильом IХ, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071—1127)

(Cогласно легенде, стихотворение сложено герцогом во время тяжелой болезни.)

     Желаньем петь я вдохновен
     О том, как горем я согбен:
     Не к милым доннам в Лимузен —
     В изгнанье мне пора уйти!

     Уйду, а сыну суждена —
     Как знать! — с соседями война.
     Рука уже занесена,
     Неотвратимая почти...

     Феод свой вновь не обрету,
     Но родичем тебя я чту,
     Фолькон Анжерский — Пуату,
     А с ним и сына защитит!

     Коли фолькон не защитит
     Или король не охранит, —

     Анжу с Гасконью налетит,
     У этих верность не в чести!

     Тогда от сына самого —
     Ума и доблести его —
     Зависеть будет, кто — кого!
     Мужай, дитя мое, расти!

     А я в содеянных грехах
     Пред всеми каюсь.Жалкий прах,
     В молитвах и в простых словах
     Взываю ко Христу: прости!

     Я ради наслаждений жил,
     Но Бог предел мне положил,
     А груз грехов, что я свершил,
     Мне тяжек стал к концу пути

     Забыв и рыцарство и власть —
     Все, что вкушал и прежде всласть,
     Готов к стопам Творца припасть:
     Лица, Господь, не отврати!

     Прошу я каждого из тех,
     Кто помнит мой веселый смех,
     Роскошества моих утех:
     Когда умру, мой прах почти!

     Отныне мне не даст утех
     Ни беличий, ни куний мех.
     Мой графский горностай, прости!

Из песен провансальских трубадуров. Гильом де Кабестань (конец XII в.)

     Когда впервые вас я увидал,
     То, благосклонным взглядом награжден,
     Я больше ничего не пожелал,
     Как вам служить — прекраснейшей из донн.
     Вы, Донна, мне одна желанной стали.
     Ваш милый смех и глаз лучистый свет
     Меня забыть заставили весь свет.

     И голосом, звенящим, как кристалл,
     И прелестью бесед обворожен,
     С тех самых пор я ваш навеки стал,
     И ваша воля — для меня закон.
     Чтоб вам почет повсюду воздавали,
     Лишь вы одна — похвал моих предмет.
     Моей любви верней и глубже нет.

     Я к вам такой любовью воспылал,
     Что навсегда возможности лишен
     Любить других. Я их порой искал,
     Чтоб заглушить своей печали стон.
     Едва, однако, в памяти вы встали,
     И я в разгар веселья и бесед
     Смолкаю, думой нежною согрет.

     Не позабуду, как я отдавал
     Перед разлукой низкий вам поклон,
     Одно словцо от вас я услыхал —
     И в горе был надеждой окрылен.
     И вот, когда доймут меня печали,
     Порою радость им идет вослед.
     Ужели ей положите запрет?

     Снося обиду, я не унывал,
     А веровал, любовью умудрен:
     Чем больше я страдал и тосковал,
     Тем больше буду вами награжден.
     Да, есть отрада и в самой печали..
     Когда, бывает, долго счастья нет,
     Уменье ждать — вот весь его секрет.

     Ах, если б другом вы меня назвали!
     Так затрепещет сердце вам в ответ,
     Что вмиг исчезнет всех страданий след.

(Согласно легенде, в Гильома де Кабестань была влюблена жена его сеньора. Сеньор, догадавшись о любви своей супруги к поэту, воспевавшему ее в стихах, убил Гильома и приказал подать жене за обедом его зажаренное сердце. Узнав, чем ее накормили, несчастная покончила с собой.)


Из стихов немецких миннезингеров. Генрих фон Фельдеке (XII в.)

     Дни весенние настали,
     Я весною весела
     Я не ведаю печали, —
     Госпожа произнесла. —
     Всегда была мне жизнь мила.
     Вновь птицы мне защебетали.
     Пока душа не знает зла,
     Тоска меня смутит едва ли.

     Он мне понравился сначала.
     Мне служить он дал обет.
     Его я очень отличала.
     Теперь ему скажу я:
     «Нет!» Ему во вред был мой привет.
     Ему моих поблажек мало.
     Осрамит на целый свет!
     Пора мне проучить нахала!

     Он хуже глупого дитяти.
     Он приличий не постиг.
     Он вдруг разнежился некстати
     И домогался напрямик,
     Как неотесанный мужик,—
     Легко сказать! — моих объятий.
     Он в обхожденье груб, он дик.
     Обычных он лишен понятий.

     Ну, был бы он любезней малость!
     Вожусь я долго с ним, и что ж!
     Напрасна вся моя усталость!
     Когда бы только был похож.
     Мой рыцарь на других вельмож!
     Другим к лицу любая шалость.
     И все-таки, как он хорош!
     Он простоват... Какая жалость!

     К порочной он склонял усладе
     Меня сегодня и вчера.
     Он тщетно молит о награде.
     Столь безрассудная игра
     Не доведет нас до добра.
     Остался рыцарь мой внакладе.
     Одуматься ему пора.
     Он душу губит шутки ради.

Из стихов немецких миннезингеров. Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170—1230)

     «О, госпожа, сердиться не надо.
     Верьте, учтив и приятен мой слог.
     А для меня и честь и награда —
     Если б я вам понравиться мог.
     Я женщин красивее вас не видал,
     Если же вы красоту с добротою
     Соединили в себе — я не скрою:
     Вы достойны высших похвал».

     «Что же, хвалите, если угодно,
     Видите, я уже не дитя.
     Тот, кто воспитан, может свободно
     Все мне сказать — и всерьез и шутя.
     Мне говорили, что я хороша,
     Но я бы хотела еще и другого:
     Быть женщиной в лучшем значении слова.
     При красоте важна и душа».

     «Я вам открою, что делать должны вы,
     Чем, как женщина, славиться впредь:
     Вы должны быть с достойным учтивы,
     Ни на кого свысока не смотреть.
     И, одного безраздельно любя,
     Принадлежа одному всецело,
     Взять в обмен его душу и тело,
     Я вам дарю их, — дарю вам себя».

     «Если не всех встречала приветом,
     Если была неучтива, горда,
     Я бы охотно исправилась в этом.
     Вы-то со мной любезны всегда!
     Да, вы мой рыцарь, и вот ваша роль:
     Я бы вас другом видеть хотела.
     А отнимать у кого-нибудь тело
     Я не хочу — это страшная боль».

     «О, госпожа, я готов попытаться,
     Мне приходилось терпеть и не то.
     Ну, а чего же вам-то бояться?
     Если умру, то счастливым зато».
     «Пусть умереть вам охота приспела,
     Значит, и мне — на смертное ложе?
     Я не хочу умирать, так чего же
     С вами меняться на душу и тело?»


Вопросы

1. Кем, по-видимому, был для герцога Гильома Фолькон Анжерский?

2. Гильома IX называют часто первым провансальским трубадуром. Как вы думаете, мешало или способствовало расчету поэтического искусства в Провансе то, что им увлекались даже герцоги?

3. Что за люди были трубадуры и миннезингеры? Попробуйте поупражняться в куртуазном диалоге (можно без рифм) наподобие того, который сочинил Вальтер фон дер Фогельвейде.

4. За что любят трубадуры и миннезингеры своих дам сердца? Какие качества донн они воспевают?

Бойцов М.А., Шукуров Р.М., Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Онлайн библиотека, планы конспектов уроков по истории, скачать задания по истории для 6 класса, лекции уроков, бесплатные учебники


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока                       
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.