Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>>Введение христианства как государственной религии
Провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси — это одно из важнейших мероприятий, воплощавшее в жизнь задачи внешней и внутренней политики Владимира.
В начале своего правления Владимир, намереваясь укрепить государство, решил провести религиозную реформу. Он собрал и объединил в одном святилище верховные божества отдельных племён. «Поставил идолов на горбе над двором теремным: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь», — пишет Нестор Летописец.
Однако язычество с его многобожием не могло способствовать объединительной политике киевского князя. Служители языческого культа (волхвы, ведуны) соперничали с княжеской властью. Язычество не только разъединяло восточнославянские племена, но и противопоставляло на религиозной почве Русь дру¬гим европейским государствам. Ведь Византия и другие соседние славянские страны, с которыми Русь поддерживала тесные отношения, были уже христианскими (Болгария, Чехия, Польша).
Памятник князю Владимиру в Киеве на Владимирской горе.
1853 г. Скульпторы В. И. Демут-Малиновский и П. К. Клодт. Бронзовая фигура князя (высота — 4,5 м) в мантии с крестом и великокняжеской шапкой в руке возвышается на 16-метровом чугунном постаменте, украшенном барельефом «Крещение Руси» и гербом древнего Киева.
Владимир отправляет послов для испытания веры в Корсуне. Миниатюра Радзивилловской летописи
В 988 г. Владимир и его дружинники приняли крещение. Летописец сообщает, что произошло это в захваченном Владимиром Корсуне (Херсонесе). После этого Владимир обвенчался по христианскому обряду с сестрой византийского императора. Породниться с императорской династией было в то время чрезвычайно почётно.
Крещение Владимира
Исторические источники Отрывок из «Повести временных лет» И когда [Владимир] прибыл, повелел он сбросить кумиров, одних изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел он привязать к конскому хвосту и волочить с Горы по Боричевому [подъёму, узвозу] на ручай, и двенадцать мужей приставил бить [его] палками. И это [делали ему] не яко древу, что чувствует, а на поругание беса. Когда соблазнял он сим образом людей — пусть возмездие примет от людей! «Велик ты еси, Господи, чудны дела твои!» Вчера ещё чтимый людьми, а сегодня обесславленный!
И когда волокли его по ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, потому что ещё не приняли они крещения. И, приволочив его, бросили его в Днепр. И приставил Владимир [к нему людей], сказав: «Если где пристанет он, то вы отпихивайте его от берега, пока порот пройдёт. Тогда оставьте его». И они выполнили приказ. Потом же Владимир послал посланцев своих по всему городу, говоря: «Если не появится кто завтра на реке — богатый, или убогий, или старец, или раб, — то мне тот противником будет». И, услышав это, люди с радостью шли, радуясь, и говорили: «Если бы сие не хорошо было, князь и бояре сего бы не приняли». А назавтра вышел Владимир с попами цесарицыны- ми и корсунскими на Днепр. И сошлось людей без счёта, и влезли они в воду, и стояли — те по шею, а вторые — по грудь. Дети же [не отходили] от берега, а другие младен¬цев держали. Взрослые же бродили [в воде], а попы, стоя, молитвы творили.
1. Почему, по вашему мнению, Владимир так жестоко повёл себя с кумира¬ми, которых он сам же славил несколько лет назад? 2. Как вы думаете, все ли крещёные киевляне отказались от своих языческих оберегов? Почему?
В. Васнецов. Крещение Руси. Роспись во Владимирском соборе г. Киева сохранилась до наших дней
Где в Киеве происходило событие, изображённое художником?
Впоследствии Владимир окрестил киевлян в Днепре. А языческих идолов приказал уничтожить.
По распоряжению князя Владимира в Киеве под руководством греческих мастеров была построена первая каменная церковь. На её содержание князь приказал отдавать десятую часть своих прибылей. С тех пор она получила название Десятинная.
Десятинная церковь. Реконструкция. Храм был разрушен во время монгольского нашествия (1240 г.)
Великий князь Владимир и Великая княгиня Ольга, которых православная церковь считает святыми Фрагмент главного входа кафедрального собора Св. Владимира в г. Киеве
Почему православная церковь так высоко оценила заслуги князя Владимира и княгини Ольги?
Стоит отметить, что крещение Владимиром Руси не было одномоментным актом. Летописные материа¬лы и археологические источники свидетельствуют, что служители языческой веры, а также фигуры и другие изображения древнеславянских божеств существовали в разных местах Руси до XIII в. Однако христианство постепенно входило в сознание и быт наших предков, вытесняя или соединяя в себе дохристианские языческие верования (вспомните Троицу, праздник Ивана Купала, колядки, веру в леших, домовых, нимф, русалок и т. п.). Введение христианства сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Будучи на перекрёстке между христианским Западом и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию — в среду христианских королевских семей.
Христианство преодолело языческое племенное многобожие, способствовало политическому и культурному объединению восточнославянских племён, в результате чего сформировался украинский этнос. С христианством в Киевскую Русь пришли письменность (хотя некоторые современные историки утверждают, что в дохристианский период славяне имели своё письмо), искусство книжного дела, церковное хоровое пение, развились архитектура, каменное строительство, художественные ремёсла, иконопись и т. п.
Памятник Св. Владимиру в Лондоне. 1998 г. Скульптор 66 J1. Молодожапин (Лео Мол)
Церковное богослужение нуждалось в значительном количестве образованных людей, поэтому начинают появляться школы, а монастыри становятся центрами учёности и летописания. Христианская мораль повлияла на формирование писаного права Руси, смягчая наказание за преступления. Христианские вероучения и мораль легли в основу украинской культуры, искусства и национального характера.
В то же время утверждение христианства на Руси в его фавославно-византийском варианте обусловило бу¬дущее противостояние и конфликты между православными русичами и их западными соседями-католиками.
Монастырь- религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию.
Этнос (от греч. — племя, народ)— устойчивая, исторически сложившаяся группа людей. По значению синонимично понятию «народ».
В записную книжку эрудита Вышгород Истории этого небольшого городка под Киевом может позавидовать любой большой город. По утверждениям археологов, уже во второй половине I тыс. на этом месте было раннеславянское поселение. Первое же упоминание о Вышгороде датируется 946 г. и связано с подчинением княгиней Ольгой древлянской земли. С того времени летописи 38 раз упоминали об этом городе как о военной крепости или княжеской резиден¬ции. политической ячейке или церковно-религиозном центре.
Вышгород был хорошо защищён естественными рубежами и искусственными укреп¬лениями: с востока — обрывистыми склонами Днепра, с севера и юга — оврагами, с запада — высоким земляным валом. Фортификационные укрепления увенчивали мощные стены, образовывая оборонный пояс вокруг города. В Вышгороде были развиты все основные ремёсла, но более всего — добыча и обработка железа, ювелирное дело, гончарство и строительство.
1. Какой новый город заложил князь Владимир? 2. Как в народе называли князя Владимира? 3. Что было изображено на серебряных монетах Владимира? 4. Закрасьте на контурной карте территории, присоединённые к Киевской Руси во времена Владимира. 5. Покажите на карте места, где были построены укрепленные кре¬пости для зашиты южных рубежей. 6. Заполните в тетради таблицу: в первом столбце отметьте соседей, с которыми Киевская Русь поддерживала экономические связи, во втором — с которыми воевала. 7. Какие действия князя Владимира привели к потере местной племенной верхушкой самостоятельности? 8. Почему, по вашему мнению, князь Владимир сделал государственной религией именно православное христианство? 9. Охарактеризуйте позитивные последствия принятия христианства для Киевской Руси, а также проблемы, появившиеся в связи с этим событием.
Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил. Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|