KNOWLEDGE HYPERMARKET


«Царевна-лягушка»

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>«Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка»

Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом для школы.

Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать детей, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами.

Важно, чтобы учитель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи», очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке. Первый урок можно начать с небольшой беседы, в ходе которой школьники должны вспомнить о подвигах главных героев народных сказок: какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?

Затем учащиеся выборочно пересказывают эпизоды сказок, в которых наиболее ярко проявляются характеры героев.

Подытожив беседу и оценив пересказы, учитель обращает внимание на то, что сказка «Царевна-лягушка» посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М. Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о „ковре-самолете“. Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о „сапогах-скороходах“... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже „дворец“, то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...»

Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки.

Рассказывая учащимся о том, что народная сказка «Царевна-лягушка», передаваясь из поколения в поколение, постоянно совершенствуясь, выдержала испытание временем, учитель может сообщить школьникам о различных вариантах этой сказки, которые сохранились до нашего времени.

После вступительного слова учитель может прочитать или рассказать сказку «Царевна-лягушка» близко к тексту. Первое чтение или пересказ учителя — это образец для учащихся. Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства Василисы Премудрой, все возрастающее восхищение Ивана-царевича и царя ее работой, описание трудного пути царевича в Кощеево царство и описание огромного Кощеева дуба.

Фронтальная беседа после прослушивания сказки выявит, насколько верно понят общий смысл ее, и настроит школьников на дальнейшую работу — освоение навыка на этот раз художественного пересказа отдельных фрагментов текста: кто из героев вам понравился более всего и почему? Подумайте и скажите, как надо рассказывать сказку, чтобы слушать ее было интересно. Как чаще всего начинаются и заканчиваются народные сказки?

От последних вопросов легко перейти к обучению художественному пересказу сказки, который потребует от учителя кропотливой работы: какой именно эпизод предстоит учащимся пересказать, что в нем сохранить без изменения, что передать своими словами, как построить диалог, как связать один эпизод с предыдущим, как определить, какова его главная мысль и что в нем самое важное.

Пятиклассникам трудно подготовить к пересказу всю сказку, поэтому начинать обучение целесообразнее на отдельных эпизодах, от произведения к произведению увеличивая объем отрывков.

Каждый школьник к следующему уроку готовит один-два эпизода для художественного пересказа. Практика показала, что такое задание облегчает работу учащихся и делает их пересказы более качественными.

Как же организовать обучение художественному пересказу? Можно заранее написать на доске заголовки фрагментов для пересказа, что и будет ориентиром в подготовке домашнего задания. Учитель открывает написанный на доске текст этого плана и отрабатывает с учащимися один-два эпизода:

1. Как сватались царевичи?
2. Первый приказ царя (испечь каравай хлеба).
3. Второй приказ царя (выткать ковер за одну ночь).
4. Третий приказ царя (приехать на пир).
5. Иван-царевич и «старый старичок».
6. Встреча Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
7. Иван-царевич и Баба-яга.
8. Чем закончилась сказка?


   Как используется текст сказки       Каким получается художественный пересказ
  Сохраняется привычный сказочный зачин.   В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
  Остается диалог, только становится несколько короче.     Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им:
      — Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!
      — За кого же нам, батюшка, посвататься?
  Целесообразно оставить характерные для сказки повторы при перечислении («пустил стрелу старший брат», «пустил стрелу средний брат»).     Предложил им царь натянуть тугие луки, куда стрела упадет, там и свататься. Так и сделали братья. Пустил стрелу старший брат — подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-Царевич — подняла ее лягушка-квакушка.
  Подчеркивается мысль о том, как долго искал свою стрелу Иван-царевич по сравнению со своими братьями.
   Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич два дня ходил по лесам и горам, на третий день в топкое болото забрел. Смотрит — сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Важно, чтобы прозвучала убедительная просьба царевны-лягушки: «Возьми — жалеть не будешь» — концовка эпизода.
    Хотел было бежать царевич, отступиться от своей находки, а лягушка говорит ему человечьим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми. Жалеть не будешь...» Подумал-подумал Иван-царевич, завернул ее в платочек, принес в свое царство-государство.


Вместе с учителем школьники определяют, как лучше начать и закончить пересказ каждого фрагмента, где важно оставить диалог, пересказав его близко к тексту, в каком эпизоде сохранить и прочитать наизусть описание (например, описание работы Василисы Премудрой, описание Кощеева дуба) или сказочные формулы («Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать»).

Более подробно прослеживается эта работа на одной-двух сценах. Для примера можно привести начальный эпизод сказки, условно названный «Как сватались царевичи?».

Второй урок посвящается продолжению работы с текстом сказки. Максимально звучит на уроке сама сказка: в чтении учащихся, в их пересказах, в развернутых ответах на вопросы учителя, в беседе по картине В. Васнецова и иллюстрациям И. Билибина, в наблюдениях над художественными особенностями народной сказки.

Наблюдения над художественными особенностями сказки и словарная работа проводятся в процессе работы над текстом. Так, во время работы с первым эпизодом сказки можно спросить учащихся, что и как изменится, если вместо слов «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...» мы скажем: «В некотором царстве жил царь...» или «В государстве жил царь...» Что изменилось? Учащиеся говорят, что начало сказки стало менее интересным, менее загадочным, нарушился сам жанр сказки.

Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи?», учитель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Учитель продолжит, разовьет и дополнит ответы ребят. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? — Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.

Школьники читают текст по ролям или пересказывают, вводя диалог, стараясь передать основные мысли фрагмента. Работа с текстом помогает школьникам ответить на вопрос: «Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?»

В работе над эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?

Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»

Учащиеся во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален...»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед!»;
«Сначала сделай, а потом и говори...». Так и поступает Василиса Премудрая»).

Обратим внимание, что царевну называют премудрой тогда, когда рассказывают, как она трудится. Учащиеся при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:

                             Взяла она частые решета,
                             Мелкие сита,
                             Просеяла муку пшеничную,
                             Замесила тесто белое,
                             Испекла каравай — рыхлый да мягкий.


Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.

Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).

Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его особый ритм:

                             Где кольнет иглой раз —
                             цветок зацветет.
                             Где кольнет другой раз —
                             хитрые узоры идут.
                             Где кольнет третий —
                             птицы летят.


Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.

К этому времени школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»

Работу над художественным пересказом эпизода «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.

Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

После этого школьники объясняют, почему так торопится Иван-царевич сжечь лягушечью кожу царевны. Царевна опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и одновременно помогает советом.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».

Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.

Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5 класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.

Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?

К следующему уроку школьники готовят выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).

На третьем уроке завершается работа над сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов учащихся о характере Василисы Премудрой к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?» Если некоторые учащиеся будут говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.

После царского пира — кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.

Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.

Читая по ролям эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки и за это наказан. Об этом говорит и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»

Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы помочь школьникам понять значение этого описания, учитель ставит вспомогательный вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).

Итак, в характере царевича мы отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его злодеем.

Учащимся Иван-царевич нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они высказывают в рассказах.

Общие вопросы закрепляют знания, выясняют впечатления от прочитанного: «Нравится ли вам сказка? Чему учит сказка „Царевна-лягушка“?» Пусть робкие, не всегда сформулированные до конца, но самостоятельные суждения должны прозвучать перед заключительным словом учителя о сказке.

В качестве примера другого варианта сказки может быть прослушивание грамзаписи в исполнении А. Зуевой. Кстати, к пластинке приложен сопроводительный текст в исполнении М. Бабановой.

Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

Завершая работу над этой темой, полезно вызвать школьников на небольшие монологические рассказы о том, какие мечты народа отразились в сказках, стали сейчас былью, действительностью.


Данилов А. А. История России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.


Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по литературе, рефераты и конспекты уроков по литературе для 5 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.