Гипермаркет знаний>>Технология>>Технология 7 класс>> Чеканка на резиновой подкладке
30. Чеканка на резиновой подкладке Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение. Чеканка была известна еще в древнем Египте,античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском искусстве XV - XVII вв. Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3...1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). В прошлом для чеканки ювелирны изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы. Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120...170мм . При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствии этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его. Их изготавливают из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выращивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой. Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканий фона. Выполняется она в несколько этапов. Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком. На третьем этане переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ваттного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного к^лея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают & металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком. На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон. Пятым этапом являтся опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка. Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10...15%-ных растворах кислот — соляной и серной (выполняется только учителем). Осветленную пластину промывают водой и сушат. Алюминиевую пластину можно не отжигать. Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом- бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался. Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки). Следующим этапом является цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболеее удобными являются "нехимические" способы патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку. По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. (см. цвета побежалости в табл. 4). Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки. Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем. Изготовление металлических рельефов методом чеканки 2. Какой листовой металл используют для чеканки? 3. Что такое чеканы? Какие они бывают? 4. Как перевести рисунок на поверхность металлической пластины? 5. Что такое расходка? Каким инструментом она выполняется? 6. Как выполняется опускание фона рельефного изображения?
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: