Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>>Русский язык: Урок развития речи. Сочинение на морально-этическую тему
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
СОЧИНЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ 1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Докажите, что он составлен в публицистическом стиле речи. Составьте план и с его помощью установите, как раскрыта тема данного высказывания — на основе разъяснения понятия (содержится ответ на вопрос: что это значит «человек — цель, а не средство») или рассуждения (содержится ответ на вопрос: правильно ли утверждение «человек — цель, а не средство»). Что понимается под утверждением: человек — цель, а не средство? Это — готовность смотреть на каждого как на заведомо интересного для тебя человека. Готовность искать в нём целый мир, загадочный и привлекательный, стремление познать его. Уверенность в том, что каждый человек заведомо достоин уважения. Эта установка означает заведомое признание за каждым права на непохожесть на других, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, черт характера. Наоборот, подход к человеку как к средству — это стремление приспособить другого к своим представлениям о жизни и людях, к своим взглядам на то, как должно вести себя, каким должен быть человек. Установку на человека как на цель можно определить как такое отношение к другому, которое предполагает «соприкосновение душ, не преследующее никаких выгод» (Монтень М.). Но именно в этом бескорыстном соприкосновении и достигается самая большая выгода — человеческая близость. Можно ли сформировать у себя такую установку? Что для этого надо? Во-первых, надо принять решение о том, что хочешь в каждом человеке видеть цель, видеть нечто уникальное. Во-вторых, нельзя менять своё отношение к другим, ничего не меняя в себе, т. е. необходимо одновременно формировать или изменять отношение к себе и другим людям. Чтобы выработать у себя установку на человека как на цель, необходимо относиться к себе самому как к самоценной личности и видеть личность в каждом человеке. Возникает вопрос: как это сделать? Видеть личность в себе самом ещё не так трудно, особенно, если в чём-то достигаешь успеха. А вот если ни в чём ты не выделяешься, если позиция твоя среди других самая что ни на есть незавидная? Ещё сложнее с другими людьми. В них столько недостатков, так они себя проявляют, они так относятся к тебе! Так за что, почему, на каком основании нужно в них видеть личностей? Всё это так и не так. Так, если исходить из расхожего деления людей: этот — личность, а этот — не личность. И совсем не так, если твёрдо знать, что каждый человек — личность. Знать, что каждый человек есть нечто неповторимое, по-своему уникальное, что каждый, если ещё и не реализовал себя в жизни, то непременно сможет это сделать. Даже у самых внешне неприметных людей может скрываться огромное разнообразие задатков и возможностей, столько оригинальных мыслей, столько необычных взглядов, фантазий и мечтаний. Суметь увидеть это, за «гладким фасадом» разглядеть «празднество мысли и духа», происходящие «во внутренних покоях», бывает очень трудно. К этому надо стремиться, этому надо посвящать своё время, мобилизовать своё внимание, проницательность и даже, воображение. (По А. Мудрику.) 2.I. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. К какому стилю и типу речи он относится? Составьте план. А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость и вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда», «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте, верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости. (По В. Пелихову.) II. Озаглавьте текст и воспроизведите письменно его содержание, включая в высказывание свои суждения о поднятой автором проблеме. 3. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок. Человек рождается никаким. Не плохим и не хорошим. Откуда же берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя. И даже самых низших форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек. Вот что написала группа девушек — учащихся медицинского училища: «В нашем училище был педагог, которого мы любили и уважали. Мы не знаем, в чём «разошлись» руководители училища с нашим педагогом, но нас тоже втянули в конфликт. Заставили подписать ложное письмо с обвинениями в адрес учительницы... Нас заставляют быть подлыми, лживыми. И мы уже не возмущаемся, мы уже молчим, соглашаемся только потому, что правды нам не добиться самим». Забыто начисто, что в беду-то попали прежде всего не они, а другой — «любимый и уважаемый» ими человек. И что они нанесли ему самый, быть может, тяжкий удар. Нанесли и, потеряв «веру в справедливость», просят помочь им не идти на сделку с совестью. Обратите внимание, они возмущаются чем и кем угодно, но только не собой, не своим подлым предательством. От девушек «потребовалось» письменно заверить клевету на педагога. И многие из них поставили своё имя! Что им, собственно, грозило? Какие беды, которыми можно бы оправдать, хотя бы в собственных глазах, попустительство неправде? Подлинно нравственные люди не прощают себе лжесвидетельства даже тогда, когда им действительно не хватило сил. Даже когда их прощают оклеветанные. Девушки струсили, пошли на сделку с совестью — и следствием стала подлость. А ведь выход был: посоветоваться с теми, кто имеет жизненный опыт, кто уважаем. Почти всегда мы решаем сами, идти или не идти на сделку с совестью. В этом всё зависит от нас самих. Мы не можем забывать, что с нашим выбором очень часто связаны честное имя и достоинство другого человека, других людей. Истина проста: каждый человек кому-то близок, и в конечном счёте в жизни всё замыкается на нас — людях, всё исходит от нас и возвращается к нам. Истина проста, но... не очень просто быть всегда нравственным и принципиальным. Многое определяется тем, каковы они, наши ошибки и срывы, и как мы к ним относимся. Оправдываем ли мы в себе вольное или невольное отступничество. Или испытываем жгучий стыд за свои срывы, за своё недостойное поведение. Именно стыд. Этот гнев, обращенный внутрь, необходим отступившемуся человеку. Именно он способен смыть с его совести плесень морального падения. (По А. Романову.) 4. Считаете ли вы тему, поднятую в тексте предыдущего упражнения, интересной и актуальной? Можно ли её считать дискуссионной? Попробуйте принять участие в заочной дискуссии и составьте высказывание в форме статьи в газету, в котором раскройте своё отношение к обсуждаемой проблеме. Постройте текст статьи так, чтобы в нём содержался ответ на вопрос: Правильно ли утверждение «подлость всегда заслуживает презрения»? Соблюдайте требования к написанию сочинений. КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ 1. Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.
СОЧИНЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕМУ 1. I. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок. Печальным парадоксом знаменуется современная цивилизация. Чем больше мы удаляемся от природы, своей колыбели, возводя на пути бетонные баррикады и создавая из асфальта полосы отчуждения, тем больше стремимся к ней душой, отчётливей видим разлад в ней, явственней слышим её тоскующий зов, и в нашем сердце откликаются какие-то неведанные прежде струны. Сердце раньше сознания подмечает, что мы оторвались от родной земли — природы-матери. В нашем представлении природа существует как бы сама по себе, в отдельности от человека, на дистанции. Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек — владыка, а она — служанка, и говорим об этом искусственном противостоянии: человек и природа, вкладывая в смысл больше безродной надменности, нежели сыновней заботы. Да и ведём себя зачастую царственно, полагая, что она как дополнение к нам, неисчерпаема и доступна. Улавливая разлад в ней самой и в отношениях с нами, сердце бунтует против размежевания и подсказывает, что человек неотделим от природы, он тоже её суть. Сердце сохранило и пронесло через века стойкую память о нашем родословии. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с природой-матерью, родной землёй, но так уж, видно, устроены — не умеем дорожить тем, что получаем в наследство, без усилий, и с годами память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. В пору нашей зрелости она не питается яркими впечатлениями от постоянного общения с родными просторами, не подкрепляется систематическими знаниями об окружающей среде и медленно угасает, не определяя наше сознание. Мы заблуждаемся, полагая, что есть дела поважней, нежели наша связь с природой, и разум уделяет ей слишком мало внимания. И странное дело, дорожить начинаем только тогда, когда теряем. Нам надо было сперва забыть о своём родословии, отстраниться от чудесного мира красоты и гармонии, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск дороги к природе, заново постигать своё родство с ней, ибо, только осознав это кровное родство, мы можем, пока не поздно, в корне изменить своё отношение к природе и сохранить её для потомков. (По В. Пелихову.) II. Перескажите содержание текста по предварительно составленному плану. 2. I. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Что объединяет его с текстом предыдущего упражнения? Считаете ли вы проблемы, поднятые авторами, актуальными и злободневными? Молодая, ещё только набирающая силу весна чем-то смахивает на девочку-подростка, не вошедшую пока в свой цветущий девичий возраст. Она то вдруг осыплет ласковым теплом, то в одночасье посуровеет, насупит сердито бровки, то прольёт светлые и лёгкие быстрые дожди, то небрежно уронит непрочный снежок, а там, глядишь, снова как ни в чём не бывало сияет нежным заревым румянцем и дышит в лицо яблочной свежестью пробуждающейся земли. Мимолётна, как вздох, улыбка ранней весны! Лесные первоцветы пленяют несказанной чистотой красок и тонким благоуханием; их короткий праздник цветения полон скромного очарования, а красота так беззащитно хрупка, что и домой не донести. Так не будем же срывать их для букетов, оставим там, где увидели, пусть порадуют и других. Калеча красоту природы, мы и себя, и своих потомков обкрадываем. Если бы всегда, все и каждый относились к природе внимательно и серьёзно, с пониманием её места и значения в нашей жизни, мы бы, может, многих бед избежали. Сколько, как подумаешь, творится на земле зла из-за человеческой глупости и беспамятства! Кто, к примеру, поручится, что всплеск жестокости, накипь зла в иной пустой незрячей душонке не начались с бессмысленно разорённого птичьего гнезда или безобразного кострища в лесу, осквернившего его царственную красу? Всё в этом мире теснейше взаимосвязано: обижаешь безответную природу, а губишь свою бессмертную душу. (По В. Ткаченко.) II. Можно ли считать, что данное высказывание составлено в форме статьи в газету? Попробуйте продолжить рассуждение, раскрывая тезис, сформулированный в последнем предложении. Предложите свой материал для школьной стенгазеты. 3. Прочитайте название темы и один из возможных вариантов плана для её раскрытия. Какое построение текста предполагается при таком плане — разъяснение понятия (то есть в нём содержится ответ на вопрос: что это значит — за природу в ответе — каждый?) или рассуждение. Внесите в план необходимые, на ваш взгляд, изменения (дополните и расширьте его); подберите необходимые материалы из художественной литературы, периодической печати, чтобы содержательнее и глубже раскрыть тему. Напишите сочинение в публицистическом стиле речи в форме статьи в газету. ЗА ПРИРОДУ В ОТВЕТЕ — КАЖДЫЙ I. Ответственность за природу каждого в моём понимании. 4.1. Прочитайте текст, определите его основную мысль. К какому стилю речи он относится? Справедливо ли утверждение автора высказывания? Согласны ли вы с тем, что вопрос поставлен достаточно остро? Каковы, по-вашему, должны быть взаимоотношения человека и природы? Ныне совсем уж редко поднимаюсь я по горной тропе на второй увал, ещё реже хожу на Чёрную гору, подножье которой исполосовано тракторными гусеницами. Горы — с чудовищными удавками на шее — линиями электропередач, что нагло вознесли над миром свои опоры. Идут они уверенно по широкой реке-просеке, и всё перед ними расступается. Под опорами — россыпью дачные дома причудливых форм, расцветок, с оградками из струганого штакетника. Бегут люди из задымлённых городов на свежий воздух, к земляной работе: своя растёт ягода, цветочки-ноготки. Вот и всё, чего достиг трудящийся, тут всё его богатство, светлое будущее в яви и в натуре. Ради него разорены сёла, порублены леса, искорёжены, с места стронуты горы. (В. Астафьев.) II. Составьте небольшое устное сочинение (в форме выступления на диспуте), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, то есть, чтобы в сочинении содержался ответ на. вопрос: возможно ли развитие человеческой цивилизации без ущерба для природы?
Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: