Гипермаркет знаний>>История>>История 6 класс>>История: Теодорих Великий: между варварами и римлянами
Остготы — новые хозяева Италии Одоакр спокойно правил в Италии 16 лет, но конец его был печален. Зимой 489 г. через обледенелые альпийские перевалы в Италию перешли новые полчища германцев — это были остготы, бывшие союзники Аттилы, сражавшиеся вместе с ним на Каталаунских полях. Их король — Теодорих в детстве десять лет провел заложником в Константинополе и на всю жизнь проникся почтением к культуре римлян и греков. Это не мешало ему, впрочем, став остготским королем, временами угрожать войной византийцам. А иногда Теодорих был их союзником и сокрушал врагов империи. Византийский император Зенон боялся Теодориха, всячески задабривал его. В конце концов Зенон нашел способ избавиться от чересчур могущественного и беспокойного варвара. Император предложил Теодориху идти с его племенем завоевывать Италию. Зенон хотел добиться двух целей: и Италию руками Теодориха вновь вернуть во власть империи, и остготов отправить подальше от Константинополя.
Византия и варварские королевства в V в. Теодорих разбил войско Одоакра и три года осаждал неприступную Равенну, где укрывался сам Одоакр. В конце концов Теодорих и Одоакр договорились, что разделят власть между собой и будут управлять Италией вместе. Но всего через несколько дней Теодорих на пиру убил «соправителя» и велел уничтожить всех его сторонников. Так на севере Италии возникло королевство остготов во главе с Теодорихом. На несколько десятилетий на измученной нашествиями земле воцарился мир и порядок. Как писали готские историки (впрочем, явно преувеличивая), «даже золото и серебро можно было положить на дороге и долго спустя найти его неприкосновенным». Соседние варварские королевства и Византия относились к Теодориху с почтением и опаской. В отличие от многих других варварских королей, Теодорих понимал: чтобы королевство его было прочным, надо научить пришельцев-готов и куда более многочисленных римлян жить в мире друг с другом. А потому он приблизил к себе многих знатных, влиятельных римлян, выказывал почтение римскому сенату. Теодорих был восхищен городом Римом и выделил деньги из казны на восстановление зданий, обветшавших за последние десятилетия беспрерывных смут. Отстраивались и другие римские города, особенно столица Теодориха — Равенна.
Перевод Евангелия на язык готов ('Себряный кодекс' V в.) Теодорих, как и большинство готов, был христианином, но придерживался арианского учения. Еще в конце IV в. арианский епископ Ульфила обратил часть готов в христианство. Он даже перевел Библию на язык готов. Для этого ему пришлось создать готскую письменность на основе греческой. Часть перевода Ульфилы сохранилась, благодаря чему мы знаем теперь о готском языке куда больше, чем о языках других варварских племен той поры.
Монета Теодориха Великого с его изображением Римляне считали ариан еретиками и опасались религиозных преследований с их стороны. Однако при Теодорихе ариане-готы не пытались силой навязать римлянам своего толкования христианства. «Мы не можем предписывать веры,— говорил король,— ибо нельзя силой заставить человека верить». Теодорих сохранил многие римские государственные учреждения, все официальные бумаги и при нем писались по-латыни. К своим соплеменникам он обращался с призывом: «Римляне — соседи вам по владениям, так пусть их с вами объединяет любовь!» Теодориху нравились и римские законы уже тем, что в соответствии с ними правитель обладает куда большей властью, чем вождь племени по готским обычаям. Теодорих не хотел делиться ни каплей своего могущества ни с народным собранием, ни со старейшинами готов. Он так однажды про себя и заявил: «Только наша воля связывает нас, а не условия, поставленные другими. Можем мы, благодаря милости Божией, все, но считаем, что нам подобает лишь достойное похвалы».
Судьба «последнего римлянина» При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась. Рядовые готы не понимали, почему они должны считаться с жителями завоеванной ими страны, как этого хотел их король. И среди римлян хватало недовольных тем, что в Италии хозяйничают германцы, что бывшие граждане империи, покорившей чуть ли не весь мир, теперь лишены права носить оружие. Одни с тоской грезили о славе Рима, о доблести его легионов, другие надеялись на то, что византийский император вспомнит об Италии и освободит ее от владычества варваров. Недоверие, подозрительность между готами и римлянами со временем не ослабевали, а усиливались, и разница в вере сыграла тут далеко не последнюю роль. Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян. Самым известным из них был Северин Боэций. Боэция называют иногда «последним римлянином». Он был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом. Но, кроме того, Боэций стал широко известным философом, писателем, автором учебников по музыке, арифметике, логике, переводчиком сочинений греческих мыслителей на латынь. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья — почти тысячу лет! Творчество Боэция стало как бы завещанием угасающей античной культуры. Теодорих сначала чрезвычайно ценил Боэция не только как философа, но и как политика, доверял ему важнейшие посты в королевстве. В последние несколько лет жизни Боэций был, как мы бы сказали, первым министром Теодориха. Но, поверив доносу, король немедленно заключил былого любимца в тюрьму, а вскоре приказал казнить. Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, — «Утешение философией». В тюрьму к Боэцию словно бы явилась сама Философия, которой он был предан всю жизнь, в виде прекрасной и величественной женщины. Она беседует с Боэцием о жизни и смерти, о справедливости и удаче, о том, правит ли миром зло или все же добро сильнее... И в этих долгих разговорах отчаяние и обида уступают в душе Боэция место спокойствию и мужеству... Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией» в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...
Гибель остготского королевства Престарелый Теодорих всего на год пережил Боэция. После смерти короля, заслужившего у потомков прозвище Великого, о нем было сложено множество песен, прославляющих его мудрость и доблесть. Но основанное им королевство продержалось лишь тридцать лет. Среди преемников Теодориха начались ссоры. Тогда византийский император Юстиниан решил разгромить остготов и подчинить Италию своей власти. Он послал большое войско под командой лучшего полководца Велисария, но война с храбро сопротивлявшимися готами затянулась на много лет. Только в 555 г. — ровно через тридцать лет после казни Боэция — Византия окончательно справилась с остготским королевством. Италия снова была под властью императора — теперь уже восточного. Но торжество Византии было недолгим. С севера на Италию обрушились новые германские племена. Римляне прозвали их «лангобардами» — «длиннобородыми». Они были, пожалуй, самыми устрашающими из всех, кого повидала за последние полтора века Италия. Про лангобардов говорили, что они «дикие более страшной дикостью, чем обычно бывает дикость германцев». Страна подверглась страшному разгрому. Новое лангобардское королевство занимало почти всю Северную Италию. Там только Равенна осталась за Византией, как и островки в Адриатическом море, на которых впоследствии выросла Венеция. В руках Византии по-прежнему находился и крайний юг Италии, а Рим был под властью папы.
Гробница Теодориха в Равенне
1. Составьте список завоевателей (союзов племен и их вождей), сменявших друг друга в Италии в эпоху Великого переселения народов. 2. Чем отличался Теодорих от германских вождей, о которых шла речь в § 1 учебника? Только ли отношением к Риму? 3. Что вам известно о римском сенате? 4. Почему Боэция прозвали «последним римлянином»? 5. Иногда «последним римлянином» называют и полководца Аэция, о котором говорилось в § 4. Что же общего у военачальника Аэция и философа Боэция (кроме созвучия в именах, конечно)? 6. В чем, по-вашему, был прав Теодорих, а в чем заключаются его ошибки (или преступления)? Какие аргументы вы нашли бы, чтобы оправдать Теодориха перед «судом истории»? А какие — чтобы обвинить?
Но вот Теодорих, состоя в союзе с империей Зенона и наслаждаясь всеми благами в столице, прослышал, что племя его... живет не совсем благополучно и не в полном достатке. Тогда он избрал по испытанному обычаю своего племени: лучше трудом снискивать пропитание, чем самому в бездействии пользоваться благами от Римской империи, а людям — прозябать в жалком состоянии. Рассудив сам с собою таким образом, он сказал императору: «Хотя нам, состоящим на службе империи вашей, ни в чем нет недостатка, однако, если благочестие ваше удостоит меня, да выслушает оно благосклонно о желании сердца моего». Когда ему с обычным дружелюбием была предоставлена возможность говорить, он сказал: «Гесперийская сторона («Гесперия» означает «Запад». Греки называли «Гесперийской стороною» Италию.), которая недавно управлялась властью предшественников ваших, и город тот — глава и владыка мира — почему носятся они, как по волнам, подчиняясь тирании короля торкилингов и рогов?(Здесь подразумевается Одоакр и его варварское войско.) Пошли меня с племенем моим, и если повелишь,— и здесь освободишь себя от тяжести издержек, и там, буде с помощью Господней я одержу победу, слава благочестия твоего воссияет. Полезно же,— если останусь победителем,— чтобы королевством этим по вашему дарению владел я, слуга ваш и сын, а не тот, неведомый вам, который готов утеснить сенат ваш тираническим игом, а часть государства вашего — рабством пленения. Если смогу победить, буду владеть вашим даянием, вашей благостыней; если окажусь побежденным, благочестие ваше ничего не потеряет, но даже, как мы говорили, выиграет расходы (на содержание племени остготов)». Хотя император с горечью отнесся к его уходу, тем не менее, услышав эти слова и не желая опечаливать его, подтвердил то, чего он добивался, и отпустил, обогащенного многими дарами, поручая ему сенат и народ римский.
Из «Утешения философией» Северина Боэция О мой питомец, разве могу я покинуть тебя и не разделить вместе с тобой бремя, которое на тебя обрушили те, кто ненавидит самое имя мое! Ведь не в обычае философии оставлять в пути невинного без сопровождения, мне ли опасаться обвинений, и устрашат ли меня новые наветы? Неужели ты сейчас впервые почувствовал, что при дурных нравах мудрость подвергается опасности? Разве в древние времена, еще до века нашего Платона, я не сталкивалась часто с глупостью и безрассудством в великой битве? А при его жизни учитель его Сократ разве не с моей помощью добился победы над несправедливой смертью?.. Если бы ты не знал ни о бегстве Анаксагора, ни о яде, выпитом Сократом, так как все это было в чужих краях, то ты мог слышать о... Сенеке... воспоминания о котором не столь давни и широко известны. Их привело к гибели не что иное, как то, что они, воспитанные в моих обычаях и наставлениях, своими поступками резко отличались от дурных людей. Поэтому не должно вызывать удивления то, что в житейском море нас треплют бури, нас, которым в наибольшей мере свойственно вызывать недовольство наихудших людей. Их воинство, хотя и многочисленно, заслуживает презрения, так как оно не управляется каким-либо вождем, но влекомо лишь опрометчивым заблуждением и безудержным неистовством. Если же кто-нибудь, выставляя против нас войско, оказывается сильнее, наша предводительница стягивает своих защитников в крепость, а врагам же достаются для расхищения лишь не имеющие ценности вещи. А мы сверху со смехом взираем на то, как они хватают презреннейшие из вещей, а нас от этого неистового наступления защищает и ограждает такой вал, который атакующие воины глупости не могут даже надеяться преодолеть.
Вопросы 1. Сильно ли опечалился император Зенон, узнав, что Теодорих со своим племенем собирается идти на Запад? 2. Какие выгоды от завоевания Италии обещал Теодорих Зенону и что он ждал для себя самого? В чем Теодорих, вероятно, был искренен, а в чем он лукавил? 3. Что вы помните о судьбе Сократа, Анаксагора и Сенеки? Почему именно о них вспоминает Философия в беседе с Боэцием? 4. Как вы думаете, что это за «не имеющие ценности вещи», которые «достаются для расхищения», и что это за вал, который не могут даже надеяться преодолеть «атакующие воины глупости»?
Бойцов М.А., Шукуров Р.М., Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: