Гипермаркет знаний>>История >>История 7 класс>> Тенденции развития культуры и искусства
§ 32. Тенденции развития культуры и искусства
Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце XIX — начале XX века в Германии. Его двойником в духовной сфере была поэзия символизма. Для модерна и символизма характерно обращение к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения, выражающим глубинную связь явлений. Модерн, получивший распространение и в живописи, и в зодчестве, и в прикладном искусстве, и в графике, отрицал традиции Ренессанса и Просвещения, обращался к основам национальной культуры (нордическо-германской, кельтской, русской). Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, свойственные ему орнаменты в предметах широкого потребления, быта, что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к определенной творческой деградации. В архитектуре стиль модерн был связан с попытками уйти от привычной симметрии технологичных конструкций, создать многообразие форм. Его развитием стал стиль неоклассики, воспроизводивший формы средневековой архитектуры. Влияние на творческую интеллигенцию бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм. Наиболее скандальную известность приобрел дадаизм, получивший такое название от слова «дада», обозначающего бессвязный лепет новорожденного ребенка. Дадаисты считали цивилизацию омерзительной, отвергали ее основные ценности, в том числе и эстетические. В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее анти-эстетичных, отталкивающих сторон жизни. Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии и проявившем себя в живописи, музыке и литературе. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, выражающейся через буйство звуков, красок, отрицанием эмпирического, житейского, обыденного опыта, обращением к иррациональности. Одним из новых модернистских направлений начала века был примитивизм — попытка увидеть мир как бы детскими глазами, сохранить связь с усложняющейся действительностью, выразить самые общие, всем понятные его черты. Кубизм, родоначальниками которого была группа французских художников — П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже, Г. Аполлинер, М. Жако — стремился передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета. Кубизм — особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета, изображавшая мир в виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур. Наибольшую известность приобрел П. Пикассо, создавший в 1937 г. композицию «Герника», посвященную трагедии жителей испанского города, уничтоженного бомбами германской авиации во время гражданской войны в Испании. Футуризм — стиль, зародившийся в начале века в Италии, идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха. Футуризм стремился передать динамику движения, перемен. Синтезом футуризма и кубизма стал абстракционизм — создание абстрактных композиций из геометрических форм. Родоначальниками абстракционизма были В. Кандинский и П. Мондриан. К. Малевич, определявший свое творчество как суперматизм, стремился полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Вершиной абстракционизма принято считать его «Черный квадрат» на белом фоне (1913). Абстракционизм был своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Оно, по мнению многих абстракционистов, отняло у живописи изобразительность, оставив ей лишь способность выражения внутреннего мира художника. Один из основателей стиля абстрактного экспрессионизма, Д. Поллок, стремился за счет сочетания стилей передать в абстрактной живописи динамику движения, чувства. В Манифесте Миланской группы абстракционистов 1956 г. говорилось, что целью абстракционизма является утверждение подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным. Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме — культурном течении, зародившемся еще в 1920—1930-е гг. Согласно эстетическим воззрениям сюрреалистов, художник — творец, созидающий собственный мир, сверхреальность (сюрреальность). Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грезам, фантазиям, чуду. Самым известным представителем сюрреализма является С. Дали, дань ему отдавали и другие художники. Развитием новаторских, технократических идей еще в 1920 г. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество. Конструктивизм впоследствии развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна была создана в Германии (школа Бахауз 1919—1932 гг.). Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре, самыми яркими представителями которого стали Ле Корбюзье и И. Леонидов. В 1922 г. Корбюзье создал проект Города будущего на 3 млн. жителей, лишенного привычного деления на центр и окраины. Идея конструктивизма состояла в том, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа. Восприятие мира вещей, созданного человеком, как заслуживающего осмысления средствами искусства, было свойственно и поп-арту (популярному искусству), возникшему в США и распространившемуся в странах Европы. Его основателем считается Р. Гамильтон, в 1956 г. создавший первую композицию в стиле поп-арта. Согласно мнению приверженцев поп-арта, любой предмет мира вещей может потерять свое первоначальное, потребительское значение и приобрести художественные качества. Поп-арт толкуется двояко: и как форма бунта художника против мира вещей, порабощающего человека, и как попытка раскрыть в этих вещах новые черты, отражающие их внутреннюю сущность, гуманную или антигуманную. Элементы поп-арта содержатся в творчестве дадаистов, наиболее ярким современным представителем которого считается М. Дюшан. Развитием поп-арта стала телевизионная реклама, где материальный объект выглядит символом прекрасного. Во второй половине XX века получает распространение так называемое постмодернистское направление искусства. Если модернистский стиль ориентирован на элиту, строг к форме, то для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием. XX век вообще характерен тем, что возрастающее влияние на общемировые тенденции в художественном творчестве стали оказывать национальные традиции регионов, ранее находившихся как бы на периферии развития мировой культуры. Так, в Латинской Америке еще в первой половине века сложилась самостоятельная школа художников-монументалистов (Д. Ривера, Д. Сикейрос), стремящихся сочетать национальные реалистические традиции (лирический пейзаж, бытовой мотив, правдивый портрет) с показом эпических картин истории, патетики революционной борьбы. На литературу XX века большое влияние оказало сформировавшееся в прошлом веке направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования. Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Белль, С. Цвейг и многие другие. В центре внимания их творчества — личность, ее судьба в меняющемся мире, ее внутренний мир, поиск ею смысла жизни. Их герой — как правило, человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его победа — над самим собой, героя можно убить, но не победить. Одним из ведущих стало направление интеллектуального реализма, характеризующегося усилением философского, концептуального начала в литературном творчестве. Представители этого направления в различных жанрах (английский писатель и драматург Б. Шоу, английский фантаст Г. Уэллс, чешский фантаст и драматург К. Чапек, немецкий драматург Б. Брехт и др.) показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается человеком как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности (английский писатель Р. Олдингтон, немецкий — Э.М. Ремарк, книга которого «На Западном фронте без перемен» была переведена на десятки языков). В СССР, Китае, странах Восточной Европы, претендовавших на то, что они являются социалистическими, официально поддерживаемым направлением художественного творчества был социалистический реализм. Было бы, однако, упрощением рассматривать его только как направление, ориентированное на выполнение определенного идеологического заказа, продиктованного «сверху». У его истоков в России стоял М. Горький, который сознательно, исходя из собственных убеждений, еще в начале века обратил свой талант в поддержку социал-демократического движения. В странах Запада многие выдающиеся писатели и поэты пришли к поддержке радикальных, революционных идей. Во Франции это Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, в Германии — Б. Брехт и А. Зегерс, в Испании — Г. Лорка, в Чили — П. Неруда. Им удалось ввести в литературу образ масс, охваченных единой идеей, порывом, способных как к разрушению, так и к созиданию. Эксперименты в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма, Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст и А. Жид, многие другие писатели. Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его с помощью разума нашли отражение в творчестве многих писателей экспрессионистского направления. Так, австрийский писатель Ф. Кафка показывает мир, где за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы, за которыми просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, показ незащищенности человека, его одиночества. Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, особенно ярко отразилась в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети XX века. Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели О. Хаксли (1894—1962), Д. Оруэлл (1903—1950), известный фантаст Г. Уэллс (1866—1946), создатель приключенческо-романтических саг о героях освоения Аляски Дж. Лондон (1876—1916), русский писатель Е.И. Замятин (1884—1937), обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Герои их произведений живут в обществе, где получили полное воплощение тенденции, которые дали о себе знать в начале века. Власть в этом обществе принадлежит узкой группе элиты, установившей с помощью манипулируемых, малообразованных и интеллектуально ограниченных членов массовых политических партий безраздельный контроль над государством и обществом. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится в принципе не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Последствием возникновения такого общества, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих и управляемых. Театральное искусство в период между двумя мировыми войнами пережило расцвет. Реалистическая тенденция его развития, связанная с творчеством К.С. Станиславского, получила признание во многих странах мира. Поиск новых форм театрального искусства наиболее полно отразился в российской театральной школе В.Э. Мейерхольда, немецкой — М. Рейнгардта. Условное, экспрессионистское направление в театральном искусстве было связано с отказом от традицион-ной трактовки авторского текста, введением новых, символических персонажей, широким использованием нестандартных приемов оформления сцены. Развитием этого направления в эпоху постмодернизма стала такая форма театрального искусства, как хеппенинг, являющаяся гибридом живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США как развлечение для артистической богемы, затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для этого стиля характерно отсутствие четкого сюжета, импровизации актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита в стиле поп-арта, световых и звуковых эффектов. В хеппенинге применяются также музыкальные эффекты, заимствованные из новых направлений в музыкальной культуре. Модификацией хеппенинга выступает инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника, при этом инвайронмент также включал звуковые и световые эффекты. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения постмодернистов. Отцами видеоискусства в странах Запада считают Нам Чжун Пака и, отчасти, Д. Кейджа. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации (телевидение, радио, компьютерные сети) служат передаче информации, обращены к разуму. Это приводит к перегрузке мозга информацией, конфликту между человеком и машиной. Его разрешение видится через внесение эстетических начал в телекоммуникации, освобождения их от информационных функций, в частности за счет наполнения их содержания восточным мистицизмом, иррациональными началами. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека без задействования интеллекта использовано в таких новых видах искусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, современное киноискусство. 1. Как с наступлением XX века изменились взгляды художественной интеллигенции на понимание целей искусства?
Загладин Н.В., Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 7 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил. Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: