Гипермаркет знаний>>Технология >>Технология 3 класс>> Скопинские фантазии из глины
Уроки 23—24
Школьники отправляются в заочное путешествие в Страну Гончарию — так любовно называют небольшой город Скопин в Рязанской области. Из рассказа учителя дети узнают, что город Скопин негласно считают столицей гончарного ремесла. Не зря именно здесь проводятся фестивали гончарного промысла, куда съезжаются мастера-керамисты со всей России. Есть в этом городе фабрика художественной керамики, и работают в своих мастерских десятки мастеров, сохранивших древние секреты ремесла. Педагог может зачитать ученикам отрывок из статьи Г. Арутюнова «Страна Гончария в Скопине»: «В Скопине с древнейших времен народ занимался гончарством (об этом говорят находки глиняных изделий, которым несколько сотен лет). По словам скопинцев, „весь Скопин стоит на печах и горнах“. И они правы: почти на каждой улице были гончарные слободы. У каждого гончара было по 5—7 печей, после износа старой мастер ставил рядом новую... Не только в скопинском, но и в других районах есть глина... Скопинский гончарный промысел, как и любой другой, развивался от простого к сложному. Вначале здесь производили печные трубы из глины, кирпич, черепицу, посуду для крестьянского быта. Но во второй половине XIX в. наладили производство необычных фигурных сосудов (кувшинов, квасников) и подсвечников (многоярусных, украшенных сложной лепниной), имеющих форму диковинных зверей, птиц, рыб, всадников, коней-свистулек, покрытых зеленой или коричневой глазурью» (1, с. 58). В процессе последующей беседы ученики поясняют, в чем, по их мнению, заключается необычность сосудов Скопина, можно ли их причислить к скульптуре или это декоративная посуда; определяют приемы декора скопинских сосудов — налепы, отпечатки, блестящая глазурь, подчеркивающая выразительность формы скульптурного сосуда. Педагог поясняет, что для «...украшения всей поверхности сосудов графическим и лепным орнаментом... каждый гончар припасал простейшие инструменты: палочки с заостренными концами, зубчатые колесики от пришедших в негодность часовых механизмов, гильзы от охотничьих патронов и т. п. Ими прочерчивали, отпечатывали на еще не просохших после формовки стенках узор из различных комбинаций геометрических фигур. Оттиск делали и специально изготовленными глиняными штампиками — вылепками. Сосуды украшали налепочками, которые выполняли от руки в виде фигурных выступов, колец и... завитков на крышках, носиках и ручках; в форме оборок, энергично отжатых пальцами, а также лепными скульптурными фигурками животных и фантастических существ. Среди скульптурных фигур на скопинских сосудах крайне редко встречается изображение человека... В Скопине, как ранее в Гжели, произошло соединение двух гончарных ремесел — посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями» (2, с. 111—112). Педагог предлагает ученикам придумать и слепить свои фигурные сосуды-образы по примеру работ скопинских мастеров. Подчеркивает, что необычность формы сосудов требует и особых способов их лепки, например лепки по готовой форме — пластиковому стаканчику. С методической точки зрения этот прием (лепка по форме из пласта глины) оправдан, потому что позволяет достаточно быстро выполнить сложные формы и соединить между собой несколько частей сосуда, вылепленных отдельно. С точки зрения соответствия технологии изготовления скопинских сосудов прием лепки по форме является имитацией, потому что детали реальных изделий в Скопине изготовляют на гончарном круге из жгутов, а вот собирают сосуды так же — из частей. Анализируя технологическую карту, ученики определяют последовательность лепки деталей из пласта по готовой форме. С технологией раскатывания пласта из глины школьники знакомятся в Приложении «Азбука работы с глиной» и вылепливают детали для своего фигурного сосуда.
Ученики вновь обращаются к иллюстрациям урока 23 (с. 88—89), рассматривают их и объясняют, в виде каких скульптурных изображений мастера представили каждую из деталей фигурных сосудов (носик в виде головы и шеи птицы, головы льва и т. д.). Учитель обращает внимание школьников на достаточно простые, но выразительные приемы декора скопинских сосудов — отпечатки геометрических узоров с помощью штампиков, которые мастера называют вылепками; налепочек — фигурных колец, завитков, оборок, налепов в виде фигурок животных и фантастических существ; выступов. С помощью технологической карты школьники планируют сборку и декоративное оформление задуманного фигурного сосуда.
Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: