Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Наука и искусство в XVIII—XIX вв.
Наука и искусство в XVIII-XIX вв.
В ХVIII веке сложились основные принципы научных исследований. Критерием истинности знания стали возможности eгo опытной, экспериментальной проверки, математического обоснования полученных результатов. Заслуживающим доверия считался такой подход, который не требовал привлечения для объяснения природных явлений ссылок на теологические аргументы, вмешательства высших сил. Eгo вершиной была теория образования Солнечной системы П. Лагиюса (1749-1827), который заявил, что ему не потребовалась гипотеза о существовании Бога для объяснения возникновения планет. Первоначально наука решала задачи накопления знаний о живой и неживой природе, разрабатывала системы классификации минералов, кристаллов, растений и животных, Шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778) описал и классифицировал около 9 тысяч видов растений. Французский ученый Ж.Д. Бюффон (1707-1788) представил картину развития Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, сделав вывод о связи живых opгaнизмов со средой их обитания. Наука постепенно начала сближаться с практикой. Великий pycский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Появилась теория гидродинамики и водяных турбин (члены Петербургской Академии наук Д. Бернулли, 1700-1782 и Л. Эйлер, 1707-1783), строительной механики (швейцарский ученый Я. Бернулли, 1654- 1705, французский инженер Ш. Кулон, 1736-1806), газов и тепловых явлений (английский ученый Р.Бойль, 1627-1691, французский - Э. Маpиотт 1620-1684). Зародилась такая дисциплина, как химия (А.Л. Лавуазье, 1743-1794), физическая химия (М.В. Ломоносов). Были проведены первые исследования в области электричества (М.В. Ломоносов, американский просветитель Б. Франклин, 1706-1790, русский физик Г.B. Pиxмaн, 1711-1753). Блaгoдаря изобретению микроскопа голландский ученый А. Левенгук (1632-1723) впервые открыл мир микроорганизмов, бактерий. Значительных успехов достигла математика. Английский ученый И. Ньютон (1643-1727) обосновал основные законы механического движения, тяготения, объяснил движение небесных тел. Используя разработанные им методы, английский астроном У. Гeршель (1738-1822) вычислил, а затем открыл с помощью новoгo телескопарефлектора планету Уран. Важной особенностью науки XVIII - XIX вв. стал ее интернациональный характер. Результаты научных исследований публиковались в академических изданиях, получали широкую известность. Начал налаживаться обмен научными кадрами. Так, после создания в России Академии наук сотрудничать с ней были приглашены ученые из стран Западной Европы. Студенты из России направлялись на учебу в старейшие европейские университеты. Налаживание связей позволяло обеспечивать поступательность и преемственность в развитии научных знаний. Открытия, сделанные отдельными учеными, не утрачивались с их смертью, как это неоднократно случалось в прошлом, а становились общим достоянием, позволяли продолжателям их дела опираться на укрепляюшийся фундамент знаний. Итальянский физик А. Вольта (1745-1827), принимая во внимание результаты опытов cBoeгo предшественника Л. Гальвани (1737-1798), создал "гальваническую батарею", служившую источником электрического тока. В 1820 г. датский физик Г. Ф, Эрстед (1777-1851) открыл воздействие электротока на магнитную стрелку, французский физик Ампер (1775-1836) установил, что ток сам создает магнитное поле. Развивая их идеи, английский физик М. Фарадей (1791-1867) открыл явление электромагнитной индукции (появление электрического тока при пересечении замкнутым проводником магnитных силовых линий). Это позволило создать электродвигатели, со временем изменившие облик промышленности. Овладение электричеством сказалось и на других естественных науках, в частности получила развитие электрохимия, значительно расширившая познания о строении химических элементов. Важнейшим итогом развития химии и физики стала разработка русским химиком Д.И. Менделеевым (1834-1907) периодического закона химических элементов, установившего характер взаимосвязи между ними и заложившего основы химии ХХ века. Развитие химии, в свою очередь, создало фундамент для успехов в медицине, в создании новых лекарственных препаратов. Попытки широких обобщений, выявления закономерностей предпринимались и в области изучения живой природы. Особое внимание современников привлекла теория английского ученого Ч.Дарвина (1809-1882). Он разработал теорию эволюции - происхождения всех видов существующих на Земле растений и животных естественным путем, в процессе эволюции, движущей силой которой выступают изменение природных условий и межвидовая борьба за существование. Теория эволюции, противоречащая основным религиозным воззрениям о сотворении жизни высшими силами, Богом, до сих пор служит предметом как теологических, так и научных cпoров. В частности, новейшие данные в области генетики не дают бесспорных подтверждений правильности теории Дарвина, xoтя и не позволяют полностью oпpoвepгнуть ее.
Широкое распространение гpамотности в странах Европы определило рост социальной значимости художественною творчества. Во Франции кануна Великой революции идеи Просвещения приобретали популярность не только блаюдаря философским и политическим трудам, но и литературе, поэзии и театру. Еще в XVII веке объектом осмеяния драматургов был нувориш, разбогатевший выходец из тpeтьeгo сословия, стремящийся во всем подражать аристократам, но не обладавший их благородством, культурой. В XVIII вeке литература породила новых героев - людей из народа, энергичных, предприимчивых, благодаря способностям и талантам торжествующих над привыкшими к роскоши, но интеллектуально убогими аристократами. Многие просветители были писателями, драматургами. Например, Д. Дидро в своих пьесах и повестях разоблачал нравы, царящие в церкви, особенно в монастырях, создавал образ героя новoгo времени - простого человека, ведущего борьбу против несправедливости. Эта традиция была продолжена П.О. Бомарше (1732-1799). В комедиях"Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро", которые приобрели всемирную известность, он высмеял аристократическую знать, сделав своим героем человека из простонародья, по уму и способностям намнoгo превосходящего своих хозяев. Большой заряд сатирической направленности несли романы aнглийских писателеЙ эпохи Просвещения, Д. Свифт (1667-1745) coздал образ гулливера, нормального человека, по отношению к которому лилипуты, великаны, лапутяне (в них нетрудно увидеть привычных для современников представителей господствующих сословий) выступают уродливым искажением действительности. Гeроем современника Свифта - Д. Дефо (1660- 1731) стал Робинзон - человек, попавший в так называемые "естественные условия" и нaлаживающий собственное хозяйство в идиллических условиях, о которых мечтали современники. В Германии большую популярность приобрело литературное движение 1770-x гг. получившее название "Буря и натиск". Дpaмaтурги, поэты и писатели этого направления, к которому в молодости примыкали И.В. Гете (1749-1832) и И. Ф. Шиллерер (1759-1805), разделяли негативное отношение французских просветителей к абсолютизму, произволу знати и чиновников, духу милитаризма. Kpeстьянство рассматривалось как носитель здоровых начал в обществе, хранитель традиций тoгo времени, кoгдa Германия была единой. В современных им условиях, где знать противопоставляла себя низшим сословиям как малокультурной и непросвещенной массе, обращение к жизни народа, eгo обычаям также приобретало характер вызова ее власти. В России гнет жесткой цензуры ограничивал возможность распространения идей Просвещения. Книга А.Н. Радищева (1749-1802) "Путешествие из Петербурга в Mоскву", осуждавшая крепостничество и самодержавие, была запрещена и не издавалась до 1905 г. Ее автор был объявлен сумасшедшим и позже сослан в Сибирь. После освобождения североамериканских колоний Англии, в годы Великой французской революции, революционных и наполеоновских войн в архитектуре, живописи, поэзии широкое pacпространение получил стиль, названный «классицизм». Ею приверженцы сознавали, что они живут в эпоху, когда меняется облик мира. Следуя традициям идеализации античной эпохи, зародившимся в период Возрождения, они сравнивали деяния coвременников с подвигами гepoeв Эллады, полководцев и императоров Рима. В архитектуре этою времени преобладали античные мотивы. Скульпторы, художники обращались к идеализированным образам своих гepoeв. От искусства требовалось соблюдение строгих эстетических норм, следование представлениям о возвышенном. Наиболее наглядным примером классицизма выступает творчество французскoгo художника Ж. Давида (1748-1825). В поэзии преобладали оды, выдержанные в античном стиле. Влияние античности, в частности, сказалось на твuрчестве классиков немецкой поэзии - Ф. Шиллера, который получил звание почетного гpажданина Французской республики, и И.В.Гете. Завершение периода войн и революций в Европе вызвало к жизни развитие тaкoгo направления художественного творчества, как романтизм. Это было неоднородное и неоднозначное явление духовной жизни, В какой-то мере романтики идеализировали жизнь и традиции Средневековья, аристократии, апеллировали к религиозным цeнностям, показывали бесцельность и бесперспективность бунта против них. Их представления соответствовали тем настроениям, которые утвердились у европейской знати в годы существования Священногo союза. В Англии одним из ведущих представителей романтизма, бросающего вызов идеалам Возрождения и Просвещения, был шотландский писатель В. Скотт (1771-1832), во Франции - Ф.Р. де Шатобриан (1768-1848), Ж. де Сталь (1766-1817), в Германии - Э.В.А. Гофман (1776-1822). В то же время в рамках романтизма наметил ось течение, представленное авторами, обращавшимися к прошлому, чтобы осмысллить настоящее, опыт революционных потрясений и европейских войн. Романтизм породил образы новых гepoeв - людей, которые были бы счастливы жить в эпохи перемен, но волею судеб оказались пленниками времени торжества консервативных идеалов. Это направление критического по отношению к существующей действительности романтизма в России было представлено в творчестве А.С. Пушкина (1799-1837), А.С. Грибоедова (1795-1829), М.Ю. Лермонтова (1814-1841), в Германии - Г. Гeйне (1797- 1856), в Англии - Д.Г.. Байрона (1788-1824). Важной заслугой многих писателей эпохи романтизма стало обращение к конкретному историческому материалу. Написанию многих их трудов (особенно наглядно это видно по творчеству А.С. Пушкина и В. Cкoттa) предшествовало изучение описываемых ими эпох. В их художественных произведениях воспроизводились особенности быта, нравов, обычаев прошлогo. Eгo восприятие читателями становилось реалистичным, освобожденным от тех наивно-идеалистических взглядов, которыми пронизаны работы авторов эпохи Возрождения и Просвещения. Особенности взглядов на историю эпохи романтизма подготовили переход к новому этапу в развитии духовной жизни общества, связанную с реализмом. В области изобразительногo искусства, в живописи и гpафике стали особенно цениться реалистичность в изображении деталей, что содействовало развитию искусства портрета. В России признанными eгo мастерами были И.Н., Крамской (1837-1887) и И.Е. Репин (1844-1930). Развивалось искусство пейзажа (А.А. Иванов, 1806-1858, английский живописец Д. Констебл, 1776-1837, французский - К. Коро, 1796-1875 и многие др.). Большую популярность прибрело искусство изображения бытовых деталей жизни рядовых людей, отражающее их проблемы, бедность и нищету (в России это B.Г. Перов, 1833-1882,П.А. Федотов, 1815-1852, во Франции - участник Парижской коммуны Г. Курбе, 1819-1877, О.Домье, 1808-1879, Ж.Ф. Милле, 1814- 1875). Среди просвещенной аристократии, в среде банкиров, предпринимателей стали cвoeгo рода модой работы реалистов, обращенные к нуждам и потребностям низших слоев общества. Особенно широкую известность получили произведения реалистической литературы. Во второй половине XIX века интерес к ней был колоссальный. К шедеврам реализма относятся сочинения замечательных французских писателей Оноре де Бальзака (1799-1850), Стендаля (1783-1842), В. Гюго (1802-1885), П. Мериме (1803-1870), Г. Флобера (1821-1880),a также английских авторов - Ч. Диккенса (1812-1870) и У. Теккерея (1811-1863). Впервые в истории литературы они пытались отразить внутренний мир простых, рядовых людей, которые в процессе осознания собственных интересов и стремлений начинают игpать активную роль в общественной жизни, принимать участие в социально значимых исторических событиях. При этом авторы не использовали популярный в эпоху романтизма прием, когда их гeрои оказывались способными мыслить и самостоятельно влиять на окружающий мир только потому, что они принадлежали к потомкам опальной аристократической знати, укрывающимся в среде простонародья. Напротив, реалисты показывали горечь и отчаяние людей, которые в силу cвoeгo происхождения были лишены возможности игpать активную роль в жизни, права распоряжаться которой принадлежало аристократии, выходцам из среды обеспеченных людей. Особые масштабы развитие реалистической литературы приобрело в России. Страна, в которой режим самодержавия огpаничивал возможности приложения творческой энергии интеллектуалов, образованных людей к сфере политической деятельности, стала мировым центром духовной жизни. Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881), И.С.Тургеньевa (1818-188З) и Л. Н.Толстого (1828- 1910) до настоящегo времени считается в странах Запада образцом прозы, содержащей как широкую панораму народной жизни, так и пример духовных исканий людей, стремящихся к самореализации, но неспособных в силу неблагоприятных общественных условий найти свое место в жизни. Россия стала также родиной реалистической, сатирической прозы, высмеивающей всевластие бюрократии и особенности психологии и мировосприятия чиновников, превратившихся в большинстве стран мира в особый, самовоспроизводящийся слой, вызывающий к себе ненависть как аристократии, так и промышленников, не говоря уже о рядовых гpажданах. Наиболее яркие произведения классиков русской литературы, разоблачающие нравы чиновничества (Н.В. Гоголя, 1809-1852, М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1826-1889), стали шедеврами мировой литературы. Они были источником вдохновения писателей, которые исходя из иррациональных воззрений, приобретших популярность в ХХ веке, видели в государстве и чиновничестве реализацию сатанинских начал, уничтожающих человека как личность. Важной особенностью художественной прозы второй половины XIX века стало развитие направлений, оппозиционных существующей власти, близких к утопическому социализму. В России это нaправление было представлено в творчестве А.Н. Гeрцена и Н.Г. Чернышевского (1828-1889). В Италии и Германии, где на первом плане стояли проблемы достижения национального единства, идеи национального освобождения занимали особое место в работах А . Мандзони (1785-187З), немецкого композитора Р. Ватера (181З-1887), польского поэта А. Мицкевича (1798-1855).
1. В чем состояла сущность естественнонаучных принципов исследования общественной жизни? Заполните таблицу:
Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн, История в школе скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: