Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 8 класс>>Мораль
В этих простых на первый взгляд словах душа морали, ее назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего для того, чтобы научить нас, как относиться к людям. Мораль, нравственность. А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово мораль. Что это такое? Понятно, что это - правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.). Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. Не случайно говорят: "Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому". Если человек почистил себе картошку, то его поступок нельзя оценивать как моральный — это просто бытовой момент. По если он помог почистить кому-то (бабушке, соседу, заболевшему другу и т. д.) — это поступок моральный: здесь есть отношение, которое можно оценить с позиции добра и зла. С этой позиции можно также оценить и отношение человека к природе, окружающей среде (вспомни об экологической морали). А еще с этой позиции можно (и нужно!) оценивать отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием (вырабатывать в себе моральные качества: милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Все это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, свое поведение с позиции морали добра и зла. Такие качества порядочный человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно, морально поступать. А теперь обобщим сказанное. Можно предложить такое определение: мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра в зла, справедливости и несправедливости. Иногда задумываются над вопросом о происхождении морали — откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа. Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.
Факты. За тринадцать веков до новой эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан) или Тору (священную книгу иудеев). За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. "Это слово "взаимность". Не делай другому того, чего себе не желаешь".— ответил мудрец. Это был Конфуций — китайский философ. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма - "золотое правило морали". Начало нашей эры. Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь - наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода — милосердную, умеющую прощать и сотрудничать. Некоторые ученые считают, что эти понятия надо уметь различать. Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения. А нравственность — это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль. Внимательно наблюдает жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди долго тщательно их обдумывают и, наконец, формулируют четко определенное правило (норму) поведения. Значит, можно вполне обоснованно предположить, что мораль - это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать. А нравственность— это уже практические поступки людей. Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые раньше даже говорили «добронравный», «злонравный». К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие, например, суждения; человек человеку — волк», «с волками жить — по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего — толкни» и др. Злая нравственность эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность: только я, только для себя, а остальное — «гори все синим пламенем», «мне все до лампочки». Злая нравственность — это когда человек (или группа людей) утверждает: я (мы) лучше и выше всех, наша вера лучше всех, наша нация выше всех, наша культура выше всех и т. д. Безусловно, человек должен любить свою страну, культуру, нацию, может любить свою религию. Любовь — прекрасное чувство, в нем проявляются уважение и забота, т. е. добрая нравственность. Но как только человек (или группа людей) встает в позу исключительности и заявляет: «Мое лучше всех», он (они) скатывается на позицию злой нравственности. Самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведет к вражде, разделяет людей, толкает их на гибельный путь. Основные ценности и нормы морали. Под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят, выстраивается своя «пирамида ценностей», составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека. Среди ценностей есть ценности малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют и ценности особо значимые — главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей. За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями. Вечно живут главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое. Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность. Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как еще говорят, моральный идеал,— это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Глупость, конечно. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путем - через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему. А еще к высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своем большом доме. Они — граждане своей страны. Наш большой дом — Россия, величайшая страна мира, где живет многонациональный народ — россияне, граждане России. Звание гражданина вовсе нельзя свести к одной лишь возможности обладать правами, закрепленными в нашей Конституции. Быть гражданином — это значит быть человеком ответственным, обремененным благородными обязанностямн, которые тоже закреплены в нашей Конституции. Если человек честно выполняет гражданские обязанности, живет интересами России, предан ей, чувтвует ее радости и боли и при этом прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю ее народа, мы говорим, что он проявляет свою гражданственность. Значит, гражданственность означает не только политическое и правовое положение человека, но еще и его моральное поведение по отношению к своей стране. Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. И не надо много разглагольствовать, а тем более кричать о нем на каждом повороте, как это делают некоторые кичливые самозванцы. На самом деле патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное. Любовь — это вершина нравственного отношения к тому, кого любишь. И главное проявление любви есть бескорыстное служение. Как же все-таки следует проявлять свою любовь к Отечеству? Ответ на этот вопрос нам дает мораль. Надо быть порядочным, преданным и ответственным человеком. Нужно честно исполнять свой долг гражданина, прилагая к этому все возможные усилия. И при этом ясно понимать: долг перед Отечеством оплачивается всей жизнью и никогда не может быть оплачен полностью - всегда есть возможность сделать больше и лучше того, что уже сделал. Добро и зло. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросам и люди размышляют на протяженна всей истории. Это вечные вопросы.
Ситуации. Это произошло давно, з средневековой Испании. Богатый человек нашел маленького бездомного мальчика, пожалел его и взял к себе в замок. Мальчик стал ему приемным сыном и сводным братом его родной дочери. Дети выросли и горячо полюбили друг друга. Но, узнав об их чувствах, возмущенный отец прогнал юношу из замка: ведь тот был неровней его дочери по происхождению и богатству. А вскоре с девушкой случилась беда: ее выкрал монах-иезуит, старый подлец и развратник, пожелавший позабавиться с очередной свое и жертвой. Бедная девушка была на грани безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от унизительного бесчестья. А честь и достоинство оценились выше самой жизни. Юноша, узнав о местонахождении девушки, проник в дом похитителя и нашел ее. Влюбленные пытались бежать, но были обнаружены и окружены стражей. Положение стало безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает ее кинжалом. Девушка умирает. А юношу хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, сотворившим зло. Другие считают его поступок правильным, благородным - ведь он спас возлюбленную от бесчестья. {Об атом поведал М. Ю. Лермонтов в драме «Испанцы».) Мы считаем добром отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый то имеем в виду, что он готов прийти на помошь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно. Мы считаем добром движений за возрождение и укрепление нашего Отечества, за демократическое обшество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина. Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой. Русский писатель В. Набоков вспоминал, как няня в детстве учила его: прежде чем что-либо сделать, спроси себя: Это правда? Это добро? Это стоит усилий?» Может быть, стоит прислушаться к такому совету? Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведет нравственной деградации (разрушению) его личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство ("стукачество") и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбяют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помошыо которой можно извлечь для себя выгоду. Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические воины, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. д.}, там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей,— хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д. Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счет несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, фициант, мастер, не оказав никаких дополнительных слуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда не пользуют свое служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.— все зто и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.
Ситуация. Невыдуманная история об одном выдающемся русском актере. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актер упорно покупал новое зеркало... Много лет шла борьба. Потом актер умер. Зеркало из лифта украли. При таком обмане, когда зло запутывает следы, встает перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? Такая мерка у морали есть, и вы ее знаете: это главный принцип морали — гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма. Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».— М. : Просвещение, 2010.- 223 с.— (Академический школьный учебник)
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: