KNOWLEDGE HYPERMARKET


Методичні рекомендації до теми: «Информационные технологии»

Гіпермаркет Знань>>Інформатика>>Інформатика 11 клас>> Інформатика: Програмні засоби навчального призначення

Практична робота до предмету Інформатика 11 клас.

Тема ««Информационные технологии»».


Розгляд теми: Програмні засоби навчального призначення

                                                                        Методические указания

Данное занятие рассчитано на 1 урок (40 минут): обобщающее занятие по теме «Информационные технологии».

Урок начинается с организационного момента, на котором преподаватель отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на работу, объявляет порядок проведения занятия.

Данный урок проходит в форме деловой игры, поэтому при подготовке к данному занятию учащиеся предварительно делятся на две группы по 7 – 10 человек. В качестве домашнего задания к данному уроку каждой группе предлагается придумать название своей фирмы, создать логотип и фирменный бланк (в электроном виде на любом подходящем носителе)  и распределить должности внутри фирмы (президент, финансист, программисты, менеджеры). Кроме того, из числа лучших учащихся выбираются независимые эксперты (2-3  человека), которые проверяют и оценивают выполняемые задания.

Игра проходит в три этапа. На первом этапе участники каждой фирмы проходят компьютерное тестирование и представляют фирменный бланк своей фирмы, который они создавали самостоятельно в качестве домашнего задания к данному уроку. На втором этапе проходит групповая работа по разгадыванию кроссворда. На третьем этапе проводится конкурс президентов фирм. Победителем становится та команда, которой удастся заработать наибольшее количество баллов при наименьшем количестве штрафов.

 
                                                                          ПЛАН УРОКА


Тема урока: «Информационные технологии»

Тип урока -  обобщение пройденного материала с закреплением полученных знаний на практике    

Форма проведения урока – деловая игра

Цели:

Образовательные:
1.    Обобщить теоретические знания по данной теме
2.    Закрепить умение работать на компьютере с основными офисными программами (текстовый редактор, электронные таблицы, графический редактор)

Развивающие:
1.    Развитие познавательной активности, логического и творческого мышления при поиске решения поставленной проблемы.
2.    Развитие внимания и наблюдательности.
3.    Развитие способностей выделять главное.

Воспитательные:
1.    Формирование настойчивости в достижении поставленной цели.
2.    Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.

Основные знания и умения:
1)    Знать основную терминологию данной темы;
2)    Уметь применять полученные знания при решении поставленных задач;
3)    Уметь работать с основными офисными программами.

Межпредметные связи: математика, экономика, русский язык и литература

Методы проведения урока

1.    повторение опорных знаний.
2.    беседа.
3.    самостоятельная работа.
4.    коллективная работа.


                                                        УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Персональные компьютеры.

2. Раздаточный материал:

а) 6 карточек с вопросами для конкурса президентов;
б) 2 экземпляра кроссвордов (для каждой команды) и ответов к кроссвордам (для экспертов);
в) 2 экземпляра комментариев для программистов по подготовке журнала учета денежных средств фирмы.

3. Программное обеспечение:

    а) графический редактор Paint;
    б) текстовый редактор Word;
    в) электронные таблицы Excel;
     г) тестирующая программа

4. купюры условных денежных единиц

ХОД УРОКА:

1.    Организация учащихся  - 3 мин.
2.    Сообщение темы и целей урока – 2 мин.
3.    Проведение конкурсов  - 30 мин.
4.    Подведение итогов урока – 5 мин.
 
                                                                                ХОД УРОКА


Сегодня у нас с вами заключительное занятие по одной из самых больших тем нашего курса. И пройдет этот урок в не совсем обычной форме: мы с вами поиграем. Итак, сегодня вы – не учащиеся лицея, а сотрудники различных фирм, успешность которых будет зависеть от ваших знаний и умений, полученных  при изучении данной темы. В конце урока мы обязательно узнаем, чья фирма успешнее.  В добрый путь!

Проведение игры:

Для того чтобы начать игру, вашим фирмам необходимо заработать начальный капитал, ответив на вопросы компьютерного тестирования. Сейчас каждая команда отправит по одному деловому представителю к компьютерам №1 и №6, на которых им нужно будет самостоятельно найти на Рабочем столе ярлык тестирующей программы, запустить ее и ответить на вопросы теста. За каждый правильный ответ  ваша фирма получит 100 у.е. На  данную операцию вам отводится 10 минут. (команды выбирают представителей, и те выполняют задание).

А мы продолжаем работу и сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание к этому уроку. Вам было предложено придумать, чем будет заниматься ваша фирма, как она будет называться, и распределить должности между работниками фирмы. Исходя из этой информации, вы должны были создать при помощи любой из офисных программ фирменный бланк своей фирмы с логотипом и принести его на урок на любом носителе. Сейчас представитель каждой фирмы загрузит на любом свободном компьютере свой документ и дополнит его фамилиями сотрудников фирмы с указанием занимаемой должности. На это задание вам дается 5 минут. (Учащиеся выполняют задание).

За время выполнения этих заданий программисты каждой фирмы должны найти на одном из трех других компьютеров фирмы в папке игры журнал учета денежных средств. Известно, что журнал является файлом в формате Microsoft Excel (название файла соответствующее – «Журнал учета денежных средств. хls).  Программисты должны оформить его таким образом, чтобы все расчеты проходили автоматически  по мере внесения результатов  отдельных этапов игры в рабочий лист. При этом количество формул, вводимых вручную, должно быть минимально возможным. (Программисты получают комментарии по оформлению журнала и идут выполнять задание).

Ну что же, а теперь попросим президентов каждой фирмы кратко пояснить нам, что обозначает логотип фирмы и ее название, а экспертам оценить бланк каждой фирмы   и премировать лучшую  работу в размере 200 у.е. (Президенты фирм представляют свой бланк. Эксперты оценивают работы, выбирают лучшую и отдают премию финансисту фирмы – победителя. В это время преподаватель проверяет результаты тестирования и выдает финансистам полученный стартовый капитал. Программисты заносят полученные цифры в таблицу).

Итак, закончен первый этап нашей игры, на котором вы заработали свой стартовый капитал. Мы переходим ко второму этапу. Сейчас каждая из фирм получит бланк с кроссвордом, который вы все вместе должны будете разгадать. При этом за каждое неугаданное слово фирма штрафуется на 50 у.е.. Та команда, которая первой сумеет  разгадать ключевое слово кроссворда, получает премию в размере 300 у.е. (Команды разгадывают кроссворд и сдают результаты экспертам. Эксперты с преподавателем подсчитывают количество баллов каждой фирмы, объявляют результаты, которые программисты заносят в журнал учета).

А теперь мы переходим к заключительному конкурсу  - Турниру президентов. У меня на столе лежит 6 карточек. На каждой карточке написан термин и его цена. Президенты по очереди должны тянуть карточки и давать определение термину из данной карточки. При этом если президент фирмы не может дать определение, его фирма штрафуется на указанную в карточке сумму, а право ответить на этот вопрос переходит к президенту фирмы – конкурента. За правильный ответ на вопрос соперника он может заработать для своей фирмы премию  в размере суммы, указанной на карточке. Право первого хода в качестве стимулирующего бонуса получает президент фирмы, имеющей меньшее количество денежных средств на счету. (Начинается конкурс. Президенты отвечают на вопросы, эксперты фиксируют результаты и выдают заработанные денежные средства финансистам фирм. Программисты заносят результаты в журнал учета).

Ну, вот мы и подошли к финалу урока. Нам осталось только подвести результаты игры и премировать лучших участников. Сейчас финансисты каждой фирмы сообщат сумму имеющихся у них денежных средств, которую мы сравним с результатами компьютерного учета в журнале денежных средств. Победителем становится фирма, которая не допустила ошибок в расчетах и заработала наибольшее количество денег (Эксперты с преподавателем проверяют полученные результаты и называют фирму – победителя).

Главный приз нашей игры – это ваши оценки! Но у меня есть еще дополнительные призы для самых активных участников. Поэтому сейчас президенты фирм проводят экстренное совещание со своими сотрудниками и выбирают по 2 лучших сотрудника от каждой фирмы, которые получат ценные призы. (Лучшим участникам, выбранным командами, вручаются призы  (шариковые ручки и блокноты)).

Спасибо вам за хорошую работу! До свидания!

Приложение 1
Комментарии программистам фирм

1.    Найти на рабочем столе в папке Игра файл «Журнал учета денежных средств. хls».

       A     B     C     D
                                            Журнал учета денежных средств
  2        Приход     Расход
   Остаток
  3     I этап
  4     1. Компьютерное тестирование  
  5    2. Фирменный бланк    
  6                                                   Итого за этап:
  7
  8     II этап  
  9    1. Решение кроссворда  
  10                                                   Итого за этап:           
  11
  12    III этап  
  13     Термин 1
  14     Термин 2   
  15     Термин 3
  16     Термин 4
  17     Термин 5
  18     Термин 6
  19     Итого за этап: 
  20    
  21     


2.    В столбце D в соответствующих строках ввести формулы для вычисления остатка по каждому этапу игры (как разность между приходом и расходом).

3.    В строке Общий итог ввести формулу для суммирования остатков каждого этапа.

4.    По ходу игры в соответствующих строках заносить полученные баллы в столбец Приход, а штрафные баллы – в столбец – Расход.

 Приложение 2

Кроссворд  по теме «Информационные технологии»

21.03-8.jpg

По горизонтали:
1.    Он бывает нумерованный, маркированный, многоуровневый.
2. Один из объектов текстового процессора.
3. Его начертание можно изменять.
6. Любая таблица состоит из столбцов и …
8. У каждой ячейки он уникальный.
9. Один из графических объектов Excel.
11. Самый примитивный текстовый редактор в ОС Windows.
12. Под строкой заголовка обычно находится строка …

По вертикали:
1.    (призовое слово)
4. одна точка экрана
5. текст – это основной … текстового процессора
7. она образуется при пересечении строки и столбца
10. непечатаемый символ между словами
13. с этого знака начинается ввод формул в Excel.
14. Основное назначение электронных таблиц - … вычислений
 
Приложение 3

Карточки с терминами для конкурса президентов

21.03-9.jpg

21.03-10.jpg

 
Приложение 3

Карточки с ответами для экспертов

21.03-11.jpg

21.03-12.jpg


Приложение 3

Карточки с денежными купюрами для данной игры

21.03-13.jpg 
 
21.03-14.jpg

 



Надіслано вчителем інформатики Кириченко В. М.


Відео з інформатики скачати, домашнє завдання, вчителям та школярам на допомогу онлайн

Предмети > Інформатика > Інформатика 11 клас > Програмні засоби навчального призначення > Програмні засоби навчального призначення. Методичні рекомендації