Тема
Цель урока
Тип урока
Ход роботиФедор Тютчев — один из основных российских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли. Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или "некрасовского" или "фетовского" направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: его высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстеты. Богатство лирики ТютчеваВ чем же заключается неисчерпаемое богатство лирики Тютчева? Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части поэзии изображается привычная для нас картина или явление природы, во 2-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу. Тематически стихи Тютчева можно разделить на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви). Мы оцениваем Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает основным объектом художественных ощущений. К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — достаточно наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ. Природа у поэта изменчива, динамична. Она не знает покоя, находясь извечно в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много "лиц", насыщенная красками и запахами (стихотворения "Какое-то хорошее ты, ночное море", "Весенняя гроза", "Какой веселый гул летней бури" и т.д.) Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга. Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают внимание поэта переходные моменты в природе: весна, осень, вечер, утро ("Есть в осени ..."," Осенний вечер "). Но чаще Тютчев обращается к весне: Весна... Она о вас не знает, О вас, о горе и о зле; Бессмертьем взор ее сияет, И ни морщины на челе. Своим законам лишь послушна, В условный час слетает к вам, Светла, блаженно-равнодушна, Как подобает божествам. Цветами сыплет над землею, Свежа, как первая весна; Была ль другая перед нею – О том не ведает она; По небу много облак бродит, Но эти облака ея, Она ни следу не находит Отцветших весен бытия.
Пейзажная лирикаТрадиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из стихотворений Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные. Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркий, живописный язык, который придает стихам благозвучия. Тютчев использует особенно нежные эпитеты: "блаженный", "светлый", "волшебный", "сладкий", "голубой" и т.п. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихах ощутимы тенденции к символизму ("Дни и ночи", "Тени сизые").
Интимная лирикаВысокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он подносит ее к высоте такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике. Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилось от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения ("Она сидела на полу ..."), узнаем о ее переживаниях.
В 40-50-е гг. женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданием. В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами. Признание поэта
Вопросы к уроку
Список использованной литературы1.Урок на тему:Тютчев и лирика в его творчестве,учитель русской филологии Дубейко О.В.,Северодонецкая школа № 15 Луганской обл. 2.Урок на тему: Виды лирики Тютчева,Чужова О. О.,учитель русского языка и литературы, Донецкий многопрофильный лицей № 37.
Дубейко О.В. Чужова О. О. Китаев В. А.
|
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: