Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>> Итоговое повторение
Итоговое повторение
I. По моему глубочайш..му убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта6 обязательна. Техник., должна быть определена четко служебная роль. Ведь пр..рода мил(?)ионы лет сама упр..влялась со своими трудностями рождала жизнь в любых условиях. Природа чудо из чудес.4 И человек высшая точка в развити.. природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери требовать у природы всего и немедленно. Наконец есть долг человека перед природой. Человек как наиболее сознательное явлен..е мироздания обязан помогать животным птицам растениям даже «неживой природе».4 Помогать не ожидая немедлен(?)ой награды. (Д. Лихачев.) Согласны ли вы с автором? Напишите об этом, аргументируя свое мнение. Опишите запомнившуюся вам мимолетную встречу с каким-либо явлением природы.
2. Укажите однородные члены.
Асбест группа минералов обл..да..щих волокнистым строением и способностью ра..щеплят(?)ся на тонкие гибкие волокна. Волокно асбеста красиво мягко и тонко блеском напом..нает ш..лк мягкостью хлопок. Его можно прясть6 и ткать потому и назвали его на Урале горным льном. Однако у асбеста гораздо больше «профес(?)ий» чем у льна. В чистом виде или как компонент он широко при- меняет(?)ся в теплотехник., энергетике метал(?)ургии. Огнестойкий (не)проводящий тепло и электричество (не)растворимый в щ..лочах6 (высоко)прочный материал необх..дим при создании (трех)тысяч видов различных изделий от фильтра сиг..реты до оснастки космического корабля. Значительная часть мировых запасов асбеста и около половины добычи его сосред..точены в Рос(?)ии. 1. Объясните постановку знаков препинания. 2. Укажите способы связи между предложениями.
I. Как ни странно но сегодня человек знает больше о далеком косм..се чем о земных глубинах. Как Земля выгляд..т на глуб..не десятков кил..метров? Какие скрывает с..креты? Ответы на эти вопросы очень важны. Они помогут открыть новые богатства недр дадут ключ к прогнозированию землетрясений наконец подтвердят или напротив отвергнут существующие гипотезы о происхождении нашей планеты. Выскажите (письменно) свои мысли о неисследованном или малоисследованном в окружающем нас мире. II. Необх..димым признаком грамотной устной речи яв- ляет(?)ся не только прав..льное произн..шение звуков и соч..таний звуков в слове но и прав..льное выделение голосом ударного слога. И хотя ударение называют «душой речи» организу..щим ее звеном ошибки в ударении встречаются очень часто. Кто из нас не слыш..л искаж..нные реж..щие слух слова «километр», «каучук», «магазин», «портфель»! Ошибки в ударении возн..кают (не)случайно. Главной причиной этих ошибок является само ударение его особенности в рус(?)ком языке. (Во)первых оно разноместное (свободное). Это означает что оно мож..т падать и на начал., слова — ворот, и на середину — пехота, и на последний слог — ст..дион. (Во)вторых в русском языке ударение подвижное т. е. может в одном и том(же) слове переходить с одного слога на другой. Вспомните и запишите слова, в которых вы некогда допускали или допускаете в настоящее время ошибки в ударении, обозначьте ударный слог. III. Что означает выражен..е говорить с апломбом? В современном русском языке слово апломб обозначает явную самоуверен(?)ость в поведении (м..нерах) или в разговоре. Надо сказать что исторически такая отрицательная оценка слова апломб возникла (не)сразу прежде оно было более н..йтральным. Существительное апломб заимствованно в середине прошлого (XIX) века из француз(?)кого языка. Французское aplomb буквально значит «отвесное, прямое положение». Возникло оно из предлога а и существительного plomb — «свинец» (сравните: пломба, пломб..ровать и т. п.). Во французском языке слово aplomb обозначало не только «отвес, вертикаль» но и «равновесие» а также «сам..уверен(?)ость» — от привычки держаться прямо уверенно или надменно. В профессиональной речи апломбом называли постав конечностей у лошади. «Она выступает с апломбом», — одобрительно говорилось о лошади на скачках или на спортивной выездке. От французского слова aplomb в значении «равновесие, вертикаль» появился хореографический термин апломб — «умение сохранять устойчивость в танц..». В театральной речи встречаем слово апломб в значении «подчеркнутая уверен(?)ость выступления артиста». (3. Люстрова.) 385. Составьте (письменно) сначала тезисы, затем конспект данного текста. Произведите его лексико-фразеологический разбор. Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка — механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем родном языке. Но наша беда в том, что мы этих законов не знаем. Мы пользуемся ими, но не можем их сформулировать. Можно ли представить себе шахматиста, который бы выигрывал партии в шахматы, но не мог бы при этом объяснить, как ходят фигуры? А между тем человек говорит на своем языке приблизительно так же, как этот странный шахматист. Он не осознает грамматики, которая спрятана у него в мозгу. Задача лингвистики — «вытащить» эту грамматику на свет, сделать ее из тайной — явной. Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. Вот почему лингвистика так долго не становилась настоящей наукой, вот почему она и сейчас не знает ответа на многие трудные вопросы. Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает: — почему в мире так много языков? Конечно, лингвисты пытаются ответить и на эти вопросы. Но одни ученые дают такие ответы, с которыми другие ученые не соглашаются. Такие ответы называются гипотезами. Чтобы гипотеза превратилась в верное утверждение, нужно убедить всех в ее истинности. Сейчас в лингвистике гораздо больше гипотез, чем доказанных утверждений. Но у нее все впереди. Может быть, кто-нибудь из вас когда-нибудь тоже станет лингвистом и сделает какое- нибудь открытие. (В. Плунгян.) 386*. Спишите текст, выявите термины и терминологические сочетания. (По)св..детельству A. Л. Чижевского К. Э. Циолковский говорил ему что будущим людям понадобятся все виды знания — «все науки религии верования техника словом все возможности и (ни)чем будущее знание (не)станет пренебрегать как пренебрегаем мы — еще злостные невежды — данными религии тв..рениями философов писателей и ученых древности. Даже вера в Перуна6 и та приг..дится. И она будет нужна для создания истинн..й картины мира». В своеобразном виде здесь предугад..на точка зрения экологии культуры которая становит(?)ся все более популярной в наши дни. 1. Выразите (письменно) свое мнение о сказанном в этом тексте. 387. Спишите отрывок из повести «Школьный вальс, или Энергия стыда» Ф. Искандера, определите стиль и тип речи. Александра Ивановна... Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так(же) необходима и естествен(?)а, как и первая любовь вообще? Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом (нераздельно слились два чу(?)ства — любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала. Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или (не)сколько реже что-нибудь из современной, детской, чаще всего (анти)фашист..кой литературы. Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сла..чайших п..реживаний. Если в области духа есть чу(?)ство семейного уюта, то я его (в)первые испытал (во)время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина. Помню, (во)время чтения книги Александра Ивановна заб..лела, и ее три дня заменяла другая учительница. На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услыш..ли ее голос, нас охв. .тили ужас и отвращение. Это было совсем, совсем не то! Видно, она и сама это почу(?)ствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то и..кус(?)твенной злой дерзостью. Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать. Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чуж..родность ее чтения. Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. Но было и еще что-то. Этим препятствием была сама времен(?)ость пребывания этой учительницы с нами. Книга нам рас(?)казывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспр..нималась как наша веч(?)ная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас (не)будет. Но мы об этом (не)задум..вались, это было слишком д..леко. 1. Сформулируйте и запишите одну из проблем, поставленных автором.
Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. Не только меня, я уверен, и весь класс. Как? — могут удивиться некоторые ценители литературы, — тебе понравился холоп и раб Савельич? Да, именно Савельич мне понравился больше всех, именно появления его я ждал с наибольшей радостью. Более того, решаюсь на дерзость утверждать, что он и самому автору, Александру Сергеевичу, нравился больше всех остальных героев. Дело в том, что рабство Савельича — это только внешняя оболочка его сущности. Во время чтения «Капитанской дочки» мы это все время чувствовали, и потому его рабская должность, если можно так сказать, нам никак не мешала. Что же в нем было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству? Была преданность. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. Ненасытный, видно, так голодал по этому чувству особенно в его материнском проявлении, что, посвятив столько стихов своей няне Арине Родионовне, он решил и в прозе, уже в облике Савельича, создать еще один образ материнской преданности. Из этого, разумеется, не следует, что мать поэта вообще никакого материнского чувства к нему не проявляла. Наверное, проявляла, но недостаточно. А для поэта лучше и здоровее, когда его совсем не любят, чем когда ему перепадают крохи любви. Савельич — это то чувство, которое всю жизнь Пушкин так ценил в людях. И, наоборот, предательство, коварство, измена всегда заставляли его или в ужасе бежать, или корчиться с пристальным отвращением. Наверное, страшнейшей казнью для поэта было бы, связав по рукам и ногам, заставить его, бессильного вмешаться, наблюдать за картиной предательства. В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличиях. Преданность — готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность — готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. И, наконец, преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачевым разговор о злосчастном зипуне, когда его любимец находится на волоске от виселицы. Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской крепости предан царице точно так, как Савельич своему барчуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич. То же самое можно сказать о Маше и о юном Гриневе. Одним словом, здесь торжество преданности. 1. Из первого предложения выпишите слова, образованные приставочным способом.
I. Та Матёра и не та: постройки стоят на месте только одну избенку да баню разобрали на дрова все пока в жизн.. в действии (по)прежнему гол..сят петухи ревут к..ровы трезвон..т е..баки а уж повяла деревня видно что повяла как подрублен(?)ое дерево откор..нилась сошла с привычного хода. Всё на месте да не всё так гуще и нахальней полезла кр..пива мертво застыли окна в опустевших избах и раств..рились в..рота во дворы их для порядка закрывали но какая(то) нечистая сила снов., и снова их открывала чтоб сильнее сквозил., скрипело да хлопало пок..сились заборы и прясла6 почернели и похилились стайки6 ..мбары навесы без пользы валялись жерди6 и доски поправляющая подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было (не)белено3 (не)прибрано и ополовинено что-то уже увезено в новое жилье обнаружив угрюмые пошарпан(?)ые углы и что-то оставлен(?)о для нужды потому что и сюда еще нае(?)жать и здесь к..лупаться. А постоянно оставались теперь в Матёре только3 старики и старухи они смотрели за огородом и домом ходили за ск..тиной возились с реб..тишками сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустен..я. (Не)смотря на годы была старуха Дарья пока на своих ногах владела руками справляя посильн..ю и все-таки немаленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невесткой на нов..селье наезжают раз в неделю а то и реже и весь двор весь огород на ней а во дворе корова телка быч..к с зимнего отела п..р..сенок курицы собака. Наказано было правда старухе когда не сможет или зан..может обращаться за помощью к соседке Вере но до этого еще не дошло, Дарья справлялась сама. Только что заступил июнь подряд гуляли ясные солнечные дни едва прерываемые короткими сумеречными ночами. Жары на острове посреди воды не бывает (по)вечерам когда затихал ветерок и от нагретой земли исходило теплое парение такая наступала кругом благ..дать3 такой покой и мир так густо и свежо е..яла перед глазами зелень еще более пр..поднявшая возвыс..вшая5 над водой остров с таким чистым веселым перезвоном на камнях катилась Анг..ра и так все казалось прочным вечным что (н..)(во)что н.. верилось н.. в переезд ни в зат..пление ни в рас(?)тавание. III. Утром подымусь вспомню со сна... ой сердце упрется не ходит рассказывала старуха Настасья Господи!.. А Егор пла-ачет плачет. Я ему говорю Ты не плачь Егор не надо а он Как мне н.. плакать Настасья как мне н.. плакать Так и иду с каменным сердцем ходить уб..раться. Хожу хожу вижу Дарья ходит Вера ходит Домнида и вроде отпуст..т маленько привыкну. Думаю а может попужать нас только хочут а ничё не сделают. Чё нас без пути пужать спрашивала Дарья А чтоб непужаных не было. (В. Распутин.) 1. Составьте схему последнего предложения в тексте. 2. Выявите и прокомментируйте художественные детали отрывков, изобразительно-выразительные средства. 3. На основе содержания последнего абзаца второго отрывка раскройте противоречие между покоем мирной жизни человека и могучей поступью технического прогресса. Как разрешить это противоречие? Напишите об этом.
Добро. Душа. Горе. Радость. Семья. Подготовьте сообщение или реферат на одну из следующих тем. 1. Язык и культура.
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: