Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 1 класс>>Давайте вместе верить в чудеса! (Обращение ко взрослым читателям)
Уважаемые читатели-взрослые! Ввести ребенка в мир авторской работы, произ ведения — трудная и ответственная задача. Решить ее можно только в тесном со юзе с ребенком. Кропотливый труд, усердие и, конечно, интерес помогут ому чи тать самые разные тексты, проникать в замысел автора, научат чувствовать от тенки слова. Чтобы начинающий читатель смог в дальнейшем совершать мыслительный оно рации, ему необходимо, в первую очередь, овладеть техникой чтения, значит, на учиться читать быстро, грамотно, выразительно, а главное, осмысленно. Идея син тагматического, “взрослого” чтения, предложенная В. В. Репкиным, получила даль нейшее развитие в нашем учебнике.
Способ чтения, которым начинает овладевать ребенок с первого занятия, помогает формированию осмысленного беглого чтения. Для того чтобы ученик чи тал осмысленно, в нашем учебнике все тексты специально подобраны и поделены с учетом определенной функциональной роли.
Учебник «Введение в литературное чтение» включает два типа текстов: 1) дидактические (искусственные) тексты для овладения способом синтагматическою чтения, они составлены автором учебника; 2) художественные тексты, в которых авторы создают словесный образ с помощью различных литературных приемов.
Тексты второго типа предназначены для чтения ребенком (первый текст) и дли чтения взрослым (второй текст). Для чего в учебнике дидактические тексты? Мы убеждены в том, что обучать ре бенка способу чтения на художественных текстах нельзя, чтобы не разрушить эмо ционального восприятия художественного образа, созданного автором. Художественный образ представляет целостную картину, которую читатель создает в своем воображении. Бережное отношение к художественному авторскому произведению — необходимая составляющая культуры читателя. Именно с этих позиций не стоит делить художественный текст на синтагмы (речевые звенья), выделять специально ключевые слова, указывать повышение или понижение тона, т. е. превращай, его в «тренажер» для навыка чтения. А вот дидактические тексты можно и нужно исполь зовать с данной целью.
С первых же уроков литературного чтения стоит вспомнить с детьми, как читать «по-взрослому», и повторить то, что нужно для этого сделать: поделить текст на синтагмы (речевые звенья), выделить ключевые слова (т. е. найти главные слова в высказывании — это, как правило, то, о чем говорится и что говорится) в каждой синтагме. Ключевые слова имеют более сильное, чем словесное, ударение Вна чале детям предлагается для чтения текст, в котором расставлено и то и другое. Затем предлагаются тексты либо с выделенными ключевыми словами, либо с: де лением на речевые звенья (этот термин употреблен для ученика). В этом случаи ученики самостоятельно выполняют одну из предложенных операций. В следую щих текстах учащиеся расставляют и паузы, и ударения. Детям необходимо пока зать, что такое деление текста способствует более легкому и беглому чтению Особый ритм, заданный способом синтагматического чтения, позволяет вслушиваться в текст, вдумываться в смысл, исследуя его «изнутри» — в процессе чтения вслух.
Дидактические тексты составлены с учетом увеличения количества слов и ус¬ложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для детского и взрос¬лого чтения. Например, тема настроения, вызванного приметами погоды, в художе¬ственных текстах открывается такой же темой в искусственном тексте.
Среди дидактических текстов есть тексты-поучения, тексты-истории, тексты- сказки, тексты-рассуждения. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах есть различные по интонации высказывания. Каждый текст имеет свой ритмический рисунок, позволяющий ребенку легко интонировать его вслух. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введено 1-2 «трудных» слова, возможно, неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы. Знакомство с неизвестными ранее детям словами осуществляется с помощью сносок, а также «Словарика читателя», помещенного в конце учебника.
Вам предстоит помочь ребенку включиться в работу по овладению способом синтагматического чтения (данный термин не употребляется в самой книге, дети оперируют понятием «речевые звенья»). Лучше всего это делать в начале урока, чтобы не разрушать восприятия художественных текстов. Дома ребенку стоит предложить прочитанный в классе текст воспроизвести в речи несколько раз вслух. Можно использовать эти тексты и для пересказа.
Мы учитываем и тот факт, что в классе не все дети читают одинаково. У них разный уровень техники чтения. Поэтому для плохо читающих детей подходят первые тексты, а для хорошо читающих — вторые (для детского чтения) и третьи (для чтения взрослым). Мы предоставляем детям право самим выбирать то, что им нравится, и то, что им посильно. Ваше терпение и такт помогут тем, кто читает плохо — побуквенно, по слогам. У тех же, кто читает хорошо — бегло, синтагмами, не пропадет интерес к чтению, так как в книге есть более сложные и длинные тексты.
Для того чтобы дети могли оценить свой уровень чтения, им необходимо научиться формулировать критерии чтения. Лучше всего такие критерии начинать оп¬ределять с детьми с первых уроков чтения, но не все сразу, а поэтапно.
Овладевая синтагматическим чтением, дети учатся читать, выделяя голосом ключевые слова более сильным ударением. Значит, одним из критериев обязательно будет умение выделять ключевые слова (ставить синтагматическое ударение). Одновременно с выделением ключевых слов ученики делят высказывание на речевые звенья (синтагмы). Следовательно, следующим критерием чтения будет умение соблюдать паузы. Так вы работаете с детьми над формулированием каждого критерия, исходя из базовых требований к чтению любого текста, которыми являются быстрота, выразительность, безошибочность и осмысленность чтения. Приоритет остается за последним критерием.
Выразительности можно добиться, если постоянно обращать внимание ребенка на ритм, темп, тон (повышение и понижение), громкость, паузы, ключевые слова и мелодику. В то же время работа над выразительностью не должна превращаться в самоцель и восприниматься учителем как отдельная задача. Постарайтесь вместе с детьми исследовать проблему: «Для чего надо читать так, как читают взрослые?»
Все технические моменты урока должны быть «упакованы» в интересную дли ребят форму. Естественно, самой важной формой уроков литературного чтении бу дет диалог. В процессе диалога и должны быть сформулированы критерии сингаг матического чтения, которые в дальнейшем помогут осмыслению любого текст, его целостному восприятию, проникновению в мастерскую авторов изучаемых тек стов, развитию творческого воображения. В нашем учебнике после каждого учебного раздела есть особый раздел для до полнительного чтения — «Читай, удивляйся, размышляй!». Эти тексты можно ис пользовать как для домашнего чтения, так и для чтения на уроке. Поскольку текс ты подобраны с учетом тематики и жанрово-видовой специфики, они могут послу жить дидактической основой урока. Вам предоставляется право выбора произведе ний с учетом особенностей детей класса, в котором вы работаете. Неизменным ма териалом урока остаются тексты для техники чтения.
Задания к каждому уроку создают условия для проявления творческих способно стей ребенка, выражения читательской позиции, развития чувства языка и литера турного вкуса. Все тексты сопровождаются заданиями, требующими внимательного прочитывания и умения высказывать свою точку зрения. Данное умение начинает формироваться у детей с первого урока по отношению к содержанию каждого текста. Нами подбирались такие художественные тексты, которые могут быть восприня ты детьми неоднозначно: целью было вызвать у разных детей разные эмоции, провоцирующие учащихся на содержательное обсуждение прочитанного, обмен впечатлениями.
Мы считаем, что все творческие письменные задания и заучивание стихов наи зусть могут выполняться в первом классе только по желанию ребенка.
Вы обратили внимание на то, что каждый урок представлен смысловым блоком детская страничка и взрослая. Естественно, и задания для этих страничек разные Все детские странички сопровождаются словами: «Прочитай», «Узнай из текста», а взрослые — «Послушай текст». Мы считаем, что умение ребенка слушать и слы шать текст, который читает взрослый, — залог развития способности воспринимать, целостность художественной формы, начальный этап формирования позиции куль турного читателя.
Носителем этой позиции является учитель. Именно он задает уровень культуры чтения: показывает не только образец техники чтения, но и личное восприятие и по нимание художественного текста, интерпретируя его средствами выразительною чтения. Поэтому все тексты для взрослого чтения подобраны так, чтобы они могли вызвать переживания не только у слушающего ребенка, но и у самого взрослою В этой ситуации учитель не просто воспроизводит литературный текст для ребенка, но и сам оказывается эмоционально вовлечен в процесс осмысления произведении Тексты «для взрослых» имеют «вневозрастной» характер. Конечно, они более сложны по смыслу, форме и стилю автора, а также более объемны, чем тексты дли детского чтения.
В первом классе литературное чтение имеет ведущую идею содержательною объединения разделов программы: познакомить начинающего читателя с чудесами, которые происходят в окружающем мире. Чудом является и текст, который создан каждым его автором.
Об этих чудесах можно узнать из книг, если научиться внимательно слушать и читать самому. Чудес на свете много, порой некоторые из них незаметны, но стоит приглядеться или прислушаться, а также вчитаться и вдуматься, и сразу открываются красота, необычность природы и поступков человека.
Учебник включает следующие разделы: «Чудеса природы», «От дождя до радуги», «Кто придумал чудеса?», «Сквозь волшебное стекло».
Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем. Первый раздел посвящен весенней тематике, пробуждению и обновлению природы, изображению смены настроений (интонаций), рождению чуда. Все тексты этого раздела полны оптимизма, радости, жизненности. Они выразительны, красочны. В большинстве из них есть образное описание либо весны, либо весеннего цветка, либо состояния природы или героя. Также присутствуют тексты повествовательного характера, со сказочным сюжетом, который можно продолжить или вос¬произвести в речи.
Мы предлагаем детям попробовать сравнить тексты, написанные на одну тему. Так, произведения И. А. Бунина, С. Я. Маршака и Э. Ю. Шима под одним названием — «Ландыш» — дадут возможность ребенку почувствовать красоту слова разных авторов, сравнить способы создания образов цветка, увидеть разницу в работе над созданием «картинки». Ученик в позиции читателя имеет право либо выбрать позицию авторов, либо попробовать самому выступить в роли автора собственного сочинения на данную тему.
У каждого автора есть свои творческие секреты. В первом же классе достаточно того, чтобы ребенок просто прочитал текст и восхитился его необычностью, кра¬сотой, благозвучностью.
Но возможна и такая ситуация на уроке, когда сам ученик захочет узнать, как создается интересный текст, что для этого придумывает автор. Его волнует сам процесс превращения обычного набора слов, словосочетаний в художественный образ, в чудо, ему самому хочется попробовать создать из простых слов такое кра¬сивое произведение, как это сделал автор.
Ученику следует предложить на первом этапе создавать чудо в собственной речи, в процессе чтения, интонирования. А в дальнейшем, во 2-4 классах, читатели более полно познакомятся с творческими секретами писателей и поэтов, некоторыми литературоведческими терминами, помогающими создавать образ и различать жанры литературных произведений. В первом же классе знакомство с ними счита¬ем преждевременным, поэтому и называем учебник «Введение в литературное чтение».
Тему чудес в природе продолжает второй раздел. В нем подобраны тексты, от¬личающиеся разными настроениями. Само название «От дождя до радуги» предполагает смену настроений, чувств. Учащимся предлагаются творческие задания, связанные с определением значений слова, нахождением оттенков смысла, настро¬ений, верных интонаций для передачи чувств автора и читателя.
Настроение солнечности, радости усиливается в третьем разделе, где ученики находят чудеса не только в природе, но и в окружающей их обстановке. Волшебные превращения могут происходить не только с живыми существами, но и с неживими предметами, стоит только захотеть их увидеть. А видеть и чувствовать чудесное, необычное в жизни нам помогают писатели и поэты.
Третий раздел открывает творческое задание на различение функций слови, определение семантики слова, «собирание» текста, сравнение текстов. Такое зада ние позволяет увидеть и понять разные роли и возможности слова в речи.
Слово может просто называть предметы, признаки, действия, при помощи слои автор выражает личное отношение к героям, явлениям, слово может употреблять ся в переносном и прямом значениях. Оно может быть вежливым и грубым, эмоциональным и равнодушным, образным и необразным.
При чтении текстов важно учитывать разные функции слова, его возможности, значения, чтобы научить ребенка чувствовать его смысл, звучание.
Ребенок учится вслушиваться в слово, постепенно становясь на следующую ступень понимания своей роли как талантливого читателя. Путь от простого чита теля и слушателя к талантливому, по словам А. А. Ахматовой, бескорыстному чита телю формируется постепенно. У каждого ребенка свой путь в мир переживании, в мир литературных произведений.
Для того чтобы ребенок осознавал важность чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях. Четвертый раздел представляет собой логическое завершение разговора о чу де, он ставит перед ребенком новую задачу: «Умею ли я как читатель видеть мир иным, более радужным? Могу ли я изменить этот мир?» Увидеть мир сквозь цветное стеклышко может только чуткий человек, вдумчи вый и понимающий читатель — такова основная мысль последнего раздела про граммы. Ученик как бы становится участником всех чудес, о которых он читает сим или слушает чтение взрослого. Он сам пробует встать в позицию то героя произво дения, то автора, то слушателя других интересных историй, придуманных одно классниками. Произведения, предлагаемые в учебнике, разные, но все они подтал кивают каждого ребенка к деятельности. Они вызывают эмоции и переживании, способны рождать в душе читателя новые образы, которыми хочется поделиться Образы, которые создает ребенок, передают его впечатления, являются средства ми выражения чувств. Крайне важно, чтобы ребенок в этом возрасте пробовал вы ражать свои чувства и в чтении, и на письме, в собственном сочинении. Поэтому мы включили в учебник несколько заданий, требующих попробовать себя в роли сочи нителя.
Надеемся, что ваш опыт, желание познавать вместе с детьми и любовь к сло весности помогут вашим ученикам открыть чудеса, прежде всего русской литера туры, ощутить красоту русского языка и искренне полюбить книгу!
Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) / Е. И. Матвеева. — 7-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2007. - 128 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|