Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>Басни И. А. Крылова и уроки развития речи в школе
Басни И. А. Крылова и уроки развития речи в школе Басни Крылова приходят к детям довольно рано: им читают взрослые в дошкольные годы, а сами они начинают читать их в начальной школе. В среднем возрасте ребятам предстоит впервые изучать их на уроке литературы, читать самостоятельно. В дальнейшем в самых различных житейских ситуациях вновь и вновь вспоминаются басни целиком или фрагменты из них, герои и их поведение, поступки, отдельные строки, ситуации, мораль, которая заключена в басне. Личность И. А. Крылова до сих пор недостаточно известна школьникам, не очень много дошло до нас сведений об этой широкой, необычайно своеобычной, неординарной личности гражданина и баснописца, образованнейшего человека, автора пьес. В. Г. Белинский подчеркивал, что Крылов не только баснописец, но и мыслитель, философ, сатирик, драматург и прозаик. Рассказывая о Крылове, учитель поведает о том, что Крылов прошел большой путь писателя: издавал журналы «Почта духов», «Зритель» и др., написал пьесы «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам», которые с успехом шли на сцене, а басни стал писать уже будучи зрелым писателем. Если такой разговор не произошел на уроке литературы, его можно провести на уроке развития речи, максимально привлекая к нему заранее прочитавших дополнительные материалы учащихся. Выразительное чтение басен на уроках развития речи может сопровождаться предварительным рассказом школьников о том, на что обращает наше внимание баснописец, что высмеивает (например, неприглядные черты противника и решительность, талантливость народного характера в баснях на тему войны 1812 г.) и как в связи с этим предполагается прочитать каждую из них. Басни о добре и зле, о хитрости и коварстве, о бедности и богатстве показывают бытующие в обществе взаимоотношения людей из разных слоев населения, нравственную оценку этих взаимоотношений автором. Многие басни говорят не только об отношении к народу, трудящимся людям, их бесправному положению, но и свидетельствуют об отношении баснописца к социальному устройству общества, к государственной системе, к неблагополучию социальных устоев («Листы и Корни»). Художественные особенности басен — присутствие рассказчика, диалога между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц, несомненно, должны проявиться в чтении и беседах с учащимися. В свою очередь, это создает психологические речевые ситуации для рождения монологической речи учащихся, диалога, небольших высказываний типа рассуждений, выразительного чтения и т. д. Нам кажется важным то, чтобы уроки литературы и связанные с ними уроки развития устной и письменной речи, внеклассные мероприятия и занятия (кружки, клубы, конкурсы, вечера, утренники и т. д.) помогли школьникам еще больше узнать о замечательном русском баснописце, оценили его огромную роль в развитии литературы вообще и в развитии литературного языка в частности, в просвещении широких народных кругов. «Его притчи, — писал Н. В. Гоголь, — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Знание басен и умение использовать пословицы, поговорки, афоризмы из басен Крылова в процессе обычной разговорной речи придет к школьникам лишь в том случае, если они больше узнают об их авторе, поймут и полюбят басни. Урок развития устной речи можно провести после изучения темы «И. А. Крылов. „Волк и Ягненок“, „Волк на псарне“ и др.» на материале хорошо изученной темы и самостоятельно прочитанного о Крылове, Эзопе, Лафонтене, Михалкове и их басен. Оформление урока будет заключаться в том, что дети сделают выставку различных детских изданий крыловских басен, басен Михалкова, Лафонтена, Эзопа, иллюстраций к басням (Лаптев, Кукрыниксы и другие художники); заранее напишут на плакате или просто на доске высказывания о Крылове, Михалкове, о баснях; подберут пословицы и поговорки из басен, отдельные строки, которые будут использованы в словарной работе. Разумеется, интересны и портреты баснописцев (если позволят возможности, можно взять и портреты других русских баснописцев, Дмитриева например). Разумеется, такая подготовительная работа ведется под руководством учителя и при его участии. Так, отбор книг в библиотеке или подготовка школьного библиотекаря к подобной работе со школьниками необходимы. Нужны консультации и при подготовке материалов к чтению и рассказу о биографиях баснописцев. Инсценирование басен также потребует серьезной подготовки к такому конкурсу. Может не быть костюмов, но подготовка масок, которые сделают дети, вполне возможна и допустима для каждого класса, для каждой школы. Кроме того, возможна анкета: — Когда и при каких обстоятельствах впервые вы познакомились с баснями? Урок начинается словарной работой. В баснях редко встречаются слова, трудные для произнесения, гораздо чаще встречаются слова, смысл которых учащимся непонятен или труден для объяснения. Среди слов и словосочетаний, связанных с басней, есть такие, которые объяснялись на уроке, но требуют повторной работы с ними, например: эзопов язык, мораль, аллегория, басня. Разумеется, некоторая подготовительная работа перед уроком велась и дома: учащиеся повторили статью учебника о басне, заглянули в словари, объясняющие значение этих слов, в классе они объясняют избранные учителем слова, вводят их в собственные предложения, приводят примеры морали из знакомых им басен. Вслед за словарной работой можно перейти к беседе, а затем к рассказам о баснописцах. Рассказы готовят учащиеся с помощью учителя. Причем о Крылове готовят рассказ все по материалам из статей учебника и из книг, которые им удалось достать самостоятельно. Некоторым ученикам дается индивидуальное задание по принципу очередности: на предыдущем уроке одни учащиеся рассказывали о сказке, пословицах, загадках, на этом уроке другие учащиеся расскажут о баснописцах, баснях. Важно, чтобы каждый.ученик имел возможность выступить с монологической речью на уроках развития речи. Вот как прозвучали рассказы учащихся в заречной школе № 2 Белоярского района на уроке у В. В. Бакаловой: «Эзоп — один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Я расскажу вам басню, она немного похожа на басню Крылова, которую все мы знаем. Это басня Эзопа, и называется она „Ворон и лисица“ (басня рассказывается наизусть). Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница? Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного. Рассказ о Лафонтене прозвучал в классе также близко к тексту, который дал учитель; был хорошо понят рассказчиком, поэтому прозвучал убедительно, как самостоятельно составленный. Для слушателей-учащихся оказался интересным: «При дворе Людовика XIV, во Франции, жил Жан Лафонтен. Он ничем не отличался от других, кроме того, что в особой иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь. Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа. Я расскажу вам басню Лафонтена о дровосеке, она так и называется: Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовет смерть. Когда она приходит, он отказывается от ее услуг и просит ее взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдерживает испытание». Об И. А. Крылове учащиеся знают гораздо больше, поэтому помощь школьникам потребуется значительно меньшая. Желательно, чтобы на этом уроке прозвучали рассказы о Крылове и Михалкове, их басни. После прослушивания рассказов о баснописцах начинается инсценированное чтение басен. Для этого целесообразно взять знакомые басни, которые легко инсценируются и хорошо воспринимаются учащимися, например: «Свинья под Дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица». Инсценированное чтение учащиеся любят, такая работа, естественно, проводилась и на уроках литературы во время изучения басен. Важно провести и викторину «Из какой басни эта мораль?».
В конце каждого урока развития устной речи полезно проводить занимательные пятиминутки, на которых учащиеся могут рассказать классу самые различные сведения о разговорном языке, сопоставлениях, открытиях, просто интересных сообщениях, например, прочитайте интересную публикацию о языке: Интересные результаты исследований опубликовали недавно британские ученые. Исследовав множество языков мира, они пришли к выводу, что самым вежливым из них является язык эскимосов из Гренландии. В нем нет не только ни одного ругательного слова, но даже и обидного не встретишь. (Советская Россия. — 1987. — 4 февраля.)
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: