Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» Произведения русских писателей XX века
А. П. Платонов, «В прекрасном и яростном мире» Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. В хрестоматию 6-го класса включен рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (1941). Перед учителем стоит довольно трудная задача. Каждое произведение А. Платонова имеет глубокий философский смысл, причем это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души. Как он сам говорит в одной из статей: «Великий художник требует, чтобы его завоевывали или по крайней мере осваивали». Поэтому произведения Платонова при изучении в классе потребуют неторопливого, вдумчивого, глубокого отношения к ним. Это не значит, что все в произведениях Платонова сразу будет до конца доступно учащимся. Этот «первородный и цельный мастер» будет по-настоящему понят позднее. Но знакомство с произведениями Платонова, чтение их и размышление над ними необходимы в более раннем возрасте. На изучение рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» отводится два урока. Чтобы пробудить интерес к писателю, учитель прежде всего познакомит учащихся с биографией А. Платонова, так как она в какой-то степени перекликается с изучаемым произведением. Это будет краткий рассказ о том, что родился А. П. Платонов в 1899 г. в Воронеже в большой многодетной семье. Рано умерла мать, и он остался старшим среди сестер и братьев (автобиографический рассказ «Семен»). Он рано начал трудиться. Уже в 13 лет будущий писатель работал «мальчиком» в конторе, позже — рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах и на других предприятиях. В годы Гражданской войны П.Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Следует к этому добавить, что А. Платонов уже при жизни выпустил 23 книги; некоторые из них известны во всем мире. У нас в стране имя Платонова было мало известно широким читательским кругам. Но в этом нет вины самого писателя. Его произведения не по таланту редко и скупо печатали, а некоторые из них увидели свет лишь в наше время. Следует отметить также, что линия неформального авторитета, волна «глухой славы» А. Платонова поднимались столь высоко, что никого не удивило, когда при обсуждении рассказа «В прекрасном и яростном мире» в строгой, взыскательной среде звучали слова: «Платонов сейчас уже классик в смысле понимания, что такое рассказ» (С. Т. Григорьев). Рассказ учителя может быть дополнен чтением автобиографии писателя, которая помещена в хрестоматии. «Главное художественное открытие Платонова, — пишет исследователь, — новый герой, которого до него не было в литературе. Для себя я определил этого героя так: „Народ — Сирота, лишенный кого? Бога? Матери-Земли? Или еще бедственней — обоих, круглый сирота?“» Может быть, эта мысль в какой-то степени и относится к рассказу А. Платонова «В прекрасном и яростном мире», но, думается, учителю необязательно на ней акцентировать внимание учащихся. На данном этапе при изучении рассказа «В прекрасном и яростном мире» достаточно того, чтобы ученики поняли, что слова «прекрасный» и «яростный» в мире платоновского творчества не противоположны. «Мир должен и в будущем оставаться не ручным, а „яростным“, напряженным, загадочным, тревожно-заманчивым. Но одновременно в человеке должно укрепиться чувство единства с другими людьми, единство в великой цели. Должно быть преодолено сиротство, одиночество, утвердиться ощущение „без меня народ неполный“» В этом и состоит ценность рассказа Платонова, его нравственный и идейный смысл. Задача урока состоит в том, чтобы раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа, т. е. мысли и чувства главных героев, а также авторское отношение к изображаемому. В рассказе встречаются непонятные слова. Это в основном технические термины. Нет надобности уделять им много времени. Следует заранее некоторые из них выписать и объяснить на доске, например: буксы — стальная или чугунная коробка для подшипников; реверс — механизм, изменяющий движение машины на обратное; инжектор — насос; петарда(ы) — разрывной снаряд, укладываемый на рельсы для немедленной остановки поезда во избежание крушения. Чтение рассказа — оно занимает около 30 минут — завершается беседой, которая даст возможность выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Далее обращается внимание на своеобразие языка писателя. Учащимся предлагается прочитать следующие словосочетания, объяснить их выразительность, подобрать к ним синонимы: «скучал от своего таланта», «шли с нагоном времени», «не считая мою работу действительной», «смирные, изработавшиеся тучи», «хотел защитить от горя судьбы», «я чувствовал свою особенность человека». Дома предлагается озаглавить каждую из пяти частей, чтобы получился план рассказа (можно цитатный). Второй урок начинается с чтения плана рассказа. Вот некоторые варианты. Простой план 1. Лучший паровозный машинист Мальцев. 1. «Лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев». Обдумывая эти строки, учащиеся обратят внимание на то, как передает свое ощущение рассказчик: «Машина „ИС“… одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». Следует отметить и то, почему герой рассказа был доволен назначением помощником механика в бригаду Мальцева. Он «желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов». 1. Как принял Мальцев это назначение в его бригаду? Какие отношения сложились у него с новым помощником? Важно отметить не только равнодушие и безразличие Мальцева к своему помощнику, но также и то, что он постоянно перепроверял его работу, точно не доверял ему. 2. А как передает рассказчик свое восхищение работой Мальцева? «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним…» «Позже я понял значение его [Мальцева] грусти и причину его постоянного равнодушия к нам». В чем же состояла причина равнодушия Мальцева? Отвечая на этот вопрос, обратимся к тексту: «Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта… Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». 3. Когда и при каких обстоятельствах мы впервые узнаем имя помощника Мальцева? Каким, по-вашему, в этот момент было душевное состояние машиниста? После ответа на эти вопросы предлагаем ребятам рассказать, как вел себя рассказчик в истории с Мальцевым. Когда и в связи с чем он сделал следующий вывод: «И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать»? Обращаем внимание на самые драматические строки рассказа: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы, и я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека… я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных возвышенных людей». Естественным завершением этого разговора будут ответы учащихся на следующие вопросы: «Как характеризует рассказчика его последний поступок? Почему, по-вашему, в конце рассказа герой обращается к Мальцеву на „ты“? Обратите внимание на чувства и переживания героев». В заключительной части беседы выясняем, как поняли учащиеся смысл названия этого рассказа и подзаголовка его «Машинист Мальцев». Специфика детского восприятия дает возможность уделить внимание устным иллюстрациям к этому произведению. С этой целью можно задать вопрос: «Какие эпизоды рассказа произвели на вас самое сильное впечатление?» Желающим можно предложить описать свои устные иллюстрации. Такая работа помогает учащимся перечитывать художественное произведение, обращать внимание на детали, ускользнувшие при первом чтении, нагляднее представить место действия, внешность героев и в конечном счете более глубоко понять художественное произведение. Дома желающие рисуют иллюстрации и озаглавливают словами текста. Остальные устно или письменно отвечают на вопросы: «Что роднит героев рассказа? Что у них общего?» — или готовят рассказ о герое, который произвел более сильное впечатление. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы А. П. Платонова «Июльская жара», «Корова». К уроку внеклассного чтения учащиеся пишут отзыв, отвечая на следующие вопросы: 1. О чем эти рассказы и какова их основная мысль? Формы отзыва могут быть разные: статья в школьный или классный журнал, запись в дневнике читателя, письмо к другу.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: