Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>> Архитектура и искусство
Со второй половины XI — начала XIII вв. до наших дней сохранилось доста¬точное количество каменных строений, чтобы можно было составить представ- 138 ление об архитектурном облике городов Киевской Руси.
Во второй половине XI в. каменное церковное строительство распространяется из Киева в другие древнерусские города. В это время основывается немало монастырей, в которых возводят каменные храмы.
Сложился новый тип монастырского храма. Это было, как правило, крестообразное по плану сооружение, увенчанное одним куполом. Образцовым в этом плане сооружением считался Успенский храм Киево-Печерского монастыря, возведённый в 1078 г.
Начиная с 30-х годов XII в., в связи с политической раздробленностью Киевской Руси, усиливается значение городов-столиц удельных княжеств. Это оказывает влияние на церковную архитектуру. В каждой столице заметно увеличивается число церковных сооружений. Однако их размеры уменьшились, архитектура стала более простой, украшения перестали быть такими утончёнными и богатыми, как в старых киевских храмах. Архитектура приобретает черты, свойственные крепостям, — тяжёлым, могучим строениям с окнами-амбразурами.
В те времена широкое распространение получает замковая архитектура — князьями строятся замки для обороны своих земель, возводятся укреплённые феодальные усадьбы и монастыри, в которых можно было отсидеться во время нападения врагов. Характерными памятниками этого периода являются церковь Богородицы Пирогощи, построенная в 1132 г. в Киеве; Юрьевская церковь (1144) в Каневе, Борисог лебский храм и Ильинская церковь в Чернигове (1128).
План Успенского собора Киево-Печерского монастыря
Успенский (Юрьевский) собор в Каневе, построенный Всеволодом Ольговичем. XII в.
Церковь Успения Богородицы Пирогощи. Киев. XII в. Современная реконструкция
Ильинская церковь XII XVII вв. Чернигов
Церковь Св. Пантелеймона. Галич. Современный вид
Характерной чертой этого периода сгал переход мастеров на местные строительные материалы. В Приднепровье и на Волыни развивается кирпичная строительная техника, а в Галичнне — белокаменная. Это придаёт характерные особенности архитектуре разных княжеств.
При Ярославе Осмомысле в Галиче были построе¬ны белокаменные Успенский собор (1157), княжеский дворец и другие сооружения. Единственным памятником архитектуры, сохранившимся до наших дней, является церковь Св. Пантелеймона.
В конце XII — начале XIII вв. архитектурный стиль претерпевает изменения. Здания этого периода вытянуты кверху и напоминают башни. Новый архитектурный стиль наиболее выразительно проявился в строении Пятницкой церкви в Чернигове. Её композиция целостна, гармонична.
Сооружение будто высечено из монолита, имеет высоко поднятую центральную часть. Когда смотришь на храм, создаётся впечатление, что он вырастает прямо на глазах. Особенное великолепие внешнему виду храма придают декоративные вставки и окаймления из кирпича. Считают, что Пятницкую церковь построил русский зодчий Пётр Милонег. Майолика - обожжённая глина, покрытая непрозрачной глазурью и рисунками.
С церковной архитектурой связаны такие виды искусства, как живопись, иконопись, художественная резьба по камню, мозаика и фрески, майолика.
С конца XI в. приобретает известность иконописная мастерская Киево-Печерского монастыря. Здесь писал иконы известный художник Алимпий, учившийся у царьградских мастеров.
Выдающимся достижением древнерусских умельцев были небольшие иконы, вырезанные из камня. Самыми популярными были иконы с изображениями первых русских святых Бориса и Глеба.
Высоким уровнем развития характеризовалось в Киевской Руси прикладное искусство, резьба по дереву и кости, изготовление украшений и отделка оружия, художественное литьё, производство стекла. Ценились изделия ювелирного искусства.
Особенностью древнерусского прикладного искусства было переплетение элементов языческой и христианской символики.
Ювелирные украшения, резьба по кости и другие изделия древнерусских мастеров пользовались спросом не только на Руси. Предметы художественного ремесла древнерусских умельцев встречаются во время археологических раскопок во многих европейских странах.
Борис и Глеб — первые святые Русской православной церкви; сыновья Владимира Великого и византийской принцессы Анны. Икона киевского письма. Конец XIII — начало XIV вв.
1. Золотые подвески с эмалью, найденные в Крылосе. XII в. 2. Золотой эмалевый медальон, найденный на Крылосской горе (вблизи Галича). XII в. 3. Бронзовая икона из Бовшева «Благовещения». XII в.
О чём, кроме мастерства древнерусских ювелиров, свидетельствуют археологические находки украшений?
Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил. Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|