Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>>Архитектура. Живопись. Музыкальное творчество
Строители Киевской Руси создавали прекрасные сооружения из дерева, камня и кирпича. Основным строительным материалом служило дерево. Из него возводили жилища, оборонительные сооружения, церкви и мосты. Жилища преимущественно были одноэтажными, в больших городах иногда двухэтажными.
Каменное строительство особенно развивалось после введения христианства. Первые каменные церкви были возведены иностранными специалистами. Русские зодчие быстро переняли эту науку и с большим мастерством сооружали каменные храмы во многих городах Киевского государства.
Особенно красивым городом был Киев. Окружённый мощными стенами, сияя куполами Золотых ворот, величественно стоял он на склонах Днепра. Киев поражал гостей просторными каменными храмами, роскошными хоромами бояр, богатыми дворцами князя.
Древнерусская крепость
Собор Св. Софии. XI в. Реконструкция Ю. Асеева, В. Волкова, М. Кресального
Вспомните названия градов, построенных первыми киевскими князьями.
Современная фотография части фасада Софийского собора с уцелевшей кладкой XI в
Мозаика - изображение или узор, сделанный из от дельных, плотно подогнанных друг к другу и закреплённых на цементе или мастике разноцветных кусочков стекла, мрамора, камня.
Фреска - картина, написанная красками (водяными или на известковом молоке) на свежей влажной штукатурке.
Лучшим украшением города был главный храм древнерусского государства Софийский собор.
Композиция собора сложна, но одновременно и чрезвычайно гармонична. Открытые арки галерей словно связывают сооружение с окружающим миром. Сложность композиции возрастает снизу вверх и от края в центр. Собор увенчивают тринадцать куполов, а главный, наиболее украшенный, — центр всего художественного замысла сооружения. Внутри собор был роскошно украшен мозаикой. Гордостью собора была фресковая живопись. Она пришла на Русь из Византии, однако местные мастера внесли немало нового, и с годами фресковая древнерусская живопись приобретает всё больше самобытных черт. Реалистичные высокохудожественные фрески являются ценным источником изучения мировоззрения, быта, одежды наших далёких предков.
Матерь Божья Оранта. XI в. Софийский собор. Мозаика В приложениях (см. с. 255) подан очерк об этом произведении искусства
Почему, по вашему мнению, художники изобразили лицо Матери Божьей серьёзным, даже суровым? Что это символизирует? Какие художественные средства придают фигуре торжественность, праздничность?
На одной из них нарисован музыкант, играющий на старинном смычковом инструменте, который напоминает скрипку. На другой фреске трое музыкантов играют на трубах и флейте, четвёртый бьёт в тарелки, пятый перебирает струны лютни, шестой играет на инструменте, напоминающем арфу. О местном происхождении музыкантов свидетельствуют фрагменты музыкальных инструментов (гусли, свирели, бубны и др.), встречающихся среди археологических находок.
Значительного развития достигла церковная музыка — хоровое пение, пришедшее на Русь из Византии. Местные мастера, взяв за основу греческую систему пения, придали ей плавность, сдержанность, степенность. Древнерусская культура представлена бесчисленными фольклорными, письменными и вещественными памятниками, сохранившимися до нашего времени. Это всего лишь малая толика того, что оставило нам время. Но и этого достаточно, чтобы иметь целостное представление о богатой культуре Киевской 92 Руси.
В записную книжку эрудита Как древнерусские мастера создавали мозаику и фресковую роспись (По книге Ю. С. Асеева, доктора архитектуры, профессора. «Джерела. Мистецтво Кшвсъког Pud») Мозаика Мозаисты начинали работу после того, как строители заканчивали возводить собор. Сначала накладывали на стену предварительный слой тинька1, потом наносили второй слой, на котором компоновали мозаичные изображения и делали контурные рисунки — чёрной, синей и красной красками. После этого наносили небольшими участками тре¬тий слой, который быстро покрывал краски, и, пока каменел раствор, в него вдавливали кубики разноцветной смальты (стекла).
Иногда использовали и кубики из натуральных пород камня - мраморных известняков. Смальту варили в тиглях2, Потом домешивали в растопленное стекло красители — свинец, минеральные краски и т. п. Смальту разливали блинчиками на зеркальную поверхность. Когда блинчики застывали, их раскалывали на отдельные кубики. Из маленьких кубиков (около 4- 7 мм) выкладывали лицо, руки, ступни ног. Из больших — одежду, фон, предметы. Софийские мозаики поражают исключительной насыщенностью колорита благодаря огромному количеству оттенков смальты. Исследования показали, что зелёная смаль¬та имеет 34 оттенка, золотая и коричневая — по 25, жёлтая — 23, синяя — 21, красная — 19, серебряная — 9, пурпуровая — 6. Всего палитра софийских мозаик насчитывает 177 оттенков!
Способность мозаик переливаться под солнечными лучами, при свете свечей и лампад объясняется тем, что мозаичные кубики вдавливались под разными углами. Фигуры слов¬но оживали, и это производило огромное впечатление на зрителя.
Фрески Чтобы понять, почему время пощадило фрески, нужно знать основы химии. Техника фресковой живописи основывается на том, что изображение выполняется на сыром тиньке, краски разбавляются чистой речной водой и закрепляются тем же тиньком. Та¬кие краски не осыпаются и не выцветают.
Процесс выполнения настенных фресковых росписей состоял вот в чём. Заранее заготовляли известь, выстаивали её пять-десять лет. Потом эту известь пересевали через сито, сначала редкое, а потом частое, чтобы она была чистой и мягкой, как пшеничная мука. Далее известь растворяли в твориле3 и семь недель промывали. Из извести и бе¬лого песка готовили раствор, к которому прибавляли мелко порезанную солому, чтобы гиньк не трескался. Первым слоем раствора выравнивали поверхность кладки.
По нему наносили второй слой, по которому сразу же мастер гравью (острым предметом) рисовал по сырому тиньку контуры изображений. И уже тогда в контурах кистями пропи сывали основной фон и главные детали изображения. После этого к работе приступали несколько мастеров, каждый из которых имел свой участок. Это уже была чистовая работа.
Что обеспечивало сохранение фресок?
Всю композицию надо было закончить за один день, так как раствор засыхал и становился непригодным для росписи.
1 Тиньк — раствор едкой извести, смешанной с песком, которым покрывают поверхность стен, потолка и т. п.; на воздухе раствор едкой извести претерпевает химические изменения, из-за чего краски держатся очень прочно. 2 Тигель (мн. — тигли) — сосуд из огнеупорных материалов для сплавки разных веществ. 3 Творило — сундук или яма, в которой гасят известь.
О княжеских застольях в стольном граде Киеве складывались легенды. Участие в банкетах принимали и богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Об этом довольно подробно рассказывают былины и думы. А вот детали относительно архитектурного облика зданий, где происходили торжественные приёмы, собирались государственные советы и развлекались подданные великого князя, неизвестны.
Достоверных сведений о том, какие символы украшали тронный зал, фасады княжеских дворцов, нет. Былины упоминают «палаты белокаменные, терема высокие с хрустальными окнами». Без сомнения, дворцы были и высокими, и представительными.
Известный архитектор и исследователь исторического прошлого Киевской Руси Ю. Асеев предлагает свой вариант реконструкции великокняжеского дворца X XI вв. — высокая четырёхгранная башня, встроенная в центральную часть сооружения. Венчает её лёгкий остроконечный купол со шпилем Фасад представлен в виде ряда полукруглых арок с окнами, отделёнными друг от друга изысканными колонами.
В Киеве на ул. Владимирской, буквально за 40 м от того места, где, по свидетельству исследователей, была резиденция князя Владимира, есть здание, очень похожее на реконструкцию Ю. Асеева. Дом соорудил в начале XX в. архитектор А. Кобелев, которого вдохновили летописные и народные рассказы о княжеских дворцах. К слову, в «Летописи Русской» речь идёт о том, что рядом с хоромами Владимира Великого стояли античная статуя и квадрига (четвёрка) коней.
1. Сделайте предположение, как и почему могли попасть к киевскому князю античная статуя и квадрига коней.
Княжеский терем. XI в. Реконструкция
Внутренняя отделка Софийского собора
Музыканты и скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.
В записную книжку эрудита Спасение из прошлого Рассказывают, что в тридцатые года XX в., когда уничтожалось всё, связанное с рели¬гией, Софийский собор должен был быть разрушен. Но французский писатель Ромен Роллан встретился с тогдашним главой Советского Союза Иосифом Сталиным в Москве и защитил храм, заявив, что его нельзя разрушать хотя бы потому, что построен он Ярославом Мудрым — отцом французской королевы Анны. И выстояла София... Образ дочери нашего народа, французской королевы Анны в течение продолжительно¬го времени вдохновляет отечественных и зарубежных художников на создание прекрасных литературных произведений. Анна Ярославна — героиня пьесы «Ярослав Мудрый» украинского драматурга Ивана Кочерги, романа «Чудо» Павла Загребельного. По мотивам произведения А. Ладинского был поставлен фильм «Ярославна — королева Франции». Французская писательница Режин Дефорж написала исторический роман «Анна Киевская».
1. Следует ли разрушать исторические памятники даже ради сооружения очень красивых, а может, и очень нужных современных построек?
1. Что означает слово «азбука»? 2. Назовите имена первых славянских просветителей. 3. Объясните понятие «берестяные грамоты». 4. Докажите, что в Киевском государстве письменность была рас¬пространена среди разных слоёв населения. 5. Поработайте с товарищем: вы читаете текст задания, а он допол¬няет его недостающими словами. а) Образование и школа на Руси находились в руках... и были сосре¬доточены преимущественно при.... б) Центрами духовной жизни на Руси в XI в. были.... 6. Определите, из каких источников взяты эти отрывки: а) «...Лето 946. Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Древлянскую землю. И вышли древ¬ляне против неё... И победили древлян... Древляне же побежали и затворились в своих городах... и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться...»', б) «... Убьеть мужъ мужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, либо отцу сына..., аще не будешь кто мьстя, то 40 гривен за главу...». 7. Рассмотрите таблички со старославянскими системами письма (с. 87, 89). Существенно ли они отличаются? Напишите кириллицей современное имя (своё, товарища или кого-то из родных), например: Д\дрил, Вллдилшр, Аросллк. 8. Какие произведения о Древней Руси вы уже изучали (былины, легенды, художественные произведения и т. п.)? Дайте характеристику героям, которые вам более всего понравились, расскажи¬те об их подвигах. 9. Вообразите, что «машина времени» перенесла вас в Киев XI в. Какие каменные сооружения вы увидите в центре города? Опишите их. 10. Проанализируйте процесс формирования древнейшего варианта украинского языка.
Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил. Прислано читателями с интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|