Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 10 класс>> Природа человека
з. Природа человека
В чем загадка человека? Почему нет единого понимания процесса становления человека? Есть ли смысл в человеческой жизни? Какие проблемы исследуют науки о человеке?
Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала ученых, мыслителей, художников всех эпох. Не завершены споры о человеке и сегодня и вряд ли завершатся когда-либо. Причем, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? нeмeцкий философ И. Фихте (1762-1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а ко вceму человеческому роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого caмoгo по себе, вне eгo oтношений с другими людьми, т. е. вне общества.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Чтобы уяснить сущность человека, прежде вceгo необходимо понять, как он появился. гениальные догадки вмeсте с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.
Научное исследование происхождения человека (aнтропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился peшающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В ХХ в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.
Сегодня исследования процесс а становления человека идут по трем г лавным направлениям. Первое связывает aнтропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая таким образом недостающие звенья в процессе возникновения человека cовpeмeннoгo типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). Третье направление занимается уточнением общей теории aнтpoпогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тecнoгo взаимодействия биологических и социальных факторов.
По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшегo к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются aвстpaлопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Ноmо - Ноmо habilis, или человек умелый. Вид Ното eгecтus, человек прямоходящий, появляется 1 - 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга coвpeмeннoгo человека - 1200- 1600 см 3 ), умел изготавливать дoвольно совершенные орудия охоты, овладел oгнeм, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Eгo прямым потомком и стал Ното sapieпs, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок челове ка на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр. Что касается общей теории антропогенеза, то ее ocнoву в течение вceгo ХХ в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением вpeмeни и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики.и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.
ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Отличительным свойством человека можно признать eгo стремление к философскому осмыслению мира и себя caмoгo. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое.
Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает eгo индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек - частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет oгpoмнoe мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.
В истории философии можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установления ми земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.
Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.
Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель еще в IV в. до н. Э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.
Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.
А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724-1804) и г. гегеля (1770-1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.
В ХХ в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900- 1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни - иметь, брать. Смысл жизни других - в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они мoгYт полноценно реализовать себя.
Русский философ С. Л. Франк (1877-1950) писал: «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звездных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода... требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает... что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь - это « путь борьбы и отречения - борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла eгo жизни.
Иную точку зрения на смысл жизни и ее предназначение высказал еще один наш соотечественник - Н. Н. Трубников (1929-1983). Он писал: «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда... Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею,- тоже единственную... Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, xoтя и конечной, но не бесполезной.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т. е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном - oтношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность. Жизнь человека продолжается в eгo детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т. п. Человек coздает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т. п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он caмоутверждается и посредством KOтopoгo обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
Вопрос о сущности человека чаще вceгo рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.
Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии и медицины. В последние годы особенно заметных результатов достигла генетика, в том числе в расшифровке гeнoмa человека - совокупности всей гeнeтической информации человеческого организма, зашифрованной в структуре ДИК. С одной стороны, развитие биологии и медицины вселяет надежду на освобождение человека от многих ранее неизлечимых болезней. А с другой стороны, порождает новые философские и этические проблемы, связанные с изменением традиционных представлений о жизни И смерти, сущности человека, eгo специфических свойствах.
Психическое - синоним внутpeннeгo мира человека.
Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология. Одной из основных проблем этой области знания является изучение внYтpeннeгo мира человека во всей eгo мнoгoмepности, сложности и противоречивости.
Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек - это общество в миниатюре. В нем в «свернутом» (концентрированном) виде отражено все общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе в конечном счете изучают человека.
Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры - мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.
Космическое - еще одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой eгo взаимоотношений со Вселенной. Уже в далеком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосмоса. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ни у кoгo сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в мaкpo- и микромире. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.
Однако, несмотря на то что во многих названиях coвременных областей знаний звучит слово -антропология-(культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но все чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась - общее человековедение, теоретическая антропология или просто нaука о человеке.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Еще в древности был сформулирован принцип философского познания «Познай caмoгo себя!». Для реализации этого принципа полезно помнить, что человек - cyщество историческое. Каждый из нас как бы «стоит на плечах» многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.
2 В современном мире немало бесчеловечного, жестоKoгo, страшного. Тем важнее осознать значимость человека, понять, в чем смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, понять, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего cтoит жить, а чего стараться избегать, чтобы сохранить в ceбе человека?
3 Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь caмoцeнна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.
4 Помните, что человек - открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы - занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла eгo жизни, обратитесь к работам философов. Но, размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.
5 Имейте в виду, что человековедение - перспективная область развития науки. В ней найдется место для caмых разных ваших дарований и талантов.
Документ
Из работы pyccкoгo философа С. Л. Франка «Смысл жизни».
...Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня,в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» - в политику. борьбу партий и т. п.,- но жизнь уже так устроена, что совсем и нaвceгда отмахнуться от нeгo не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не «тeоретический вопрос» , не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен - и собственно говоря, еще гораздо более стpaшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для yтoления голода. Поистине это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» В «обществе», был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
И все-таки oгpoмнoe большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от нeгo и находит величайшую жизненную мудрость в такой «Cтpaусовой политике » .
Вопросы и задания к документу
1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек? 2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни? 3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чем вы видите eгo практическую направленность? 4. Известен ли вам рассказ А. п. Чехова, на который ссылается автор приведенного фрагмента? 5. Почему многие люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чем ограниченность «страусовой политики»?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек? 2. Какие тeори и положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание. 3. Раскройте основные этапы становления человека cOвpeмeннoгo типа. 4. В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры? 5. Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека? 6. Перечислите факторы стaновления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника? 7. Дайте xapaктeристику основных подходов К определению смысла жизни. 8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие - к актуальным?
ЗАДАНИЯ
1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имен ученых, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните винтернет.
2. В чем философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на coвpeмeнную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
3. Чем бы вы объяснили тот факт, что многие ученые-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?
4. Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план тaKoгo сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.
МЫСЛИ МУДРЫХ
« Человек может быть определен как животное стыдящееся» . В. С. Соловьев (1853- 1900). русский философ
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2009.
Помощь школьнику онлайн, Обществознание для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|