KNOWLEDGE HYPERMARKET


Одностишия

Одностишия как  литературная форма

Знаете ли вы, что одна лишь строчка "произведенья" может стать шедевром? Как вы думаете, почему?

Знаете ли вы , что такое одностишье?


Моностих (одностишье) — литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки.
как утверждают специалисты, однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, но достоверных подтверждений этому нет: дошедшие до нас однострочные тексты древнегреческих и римских авторов представляют собой лишь обломки не сохранившихся полностью стихотворений. Но, например, моностих Авзония «Рим» представляет собой исключение. Однако позже (в позднеантичный период) такие фрагменты произведений  существовали  как самодостаточные и  становись объектом имитации позднейших авторов.
Новый период в истории одностиший как литературной формы начался в XX веке: в 1914  году Гийома Аполлинера с выходом одностишья  «Поющий» Гийома Аполлинера , форма одностишья стала популярным  экспериментом не только французских, но и английских (Р.Ходжсон), американских, итальянских, румынских поэтов.
Русская поэзия, однако, обратилась к литературному моностиху двумя десятилетиями раньше, когда Валерий Брюсов опубликовал свое знаменитое однострочное сочинение «О закрой свои бледные ноги» . Интересно, что  моностихи публиковали и раньше:  на рубеже XVIII—XIX вв. , авторами которых были Державин, Карамзин , Хвостов, но эти тексты создавались на  принципах эпитафии и не были развиты в дальнейшем.

                                               Чего в мой дремлющий не входит ум?
                                                                                          Державин

                                                А море Черное шумит не умолкая
                                                                                         Лермонтов

                                               Мерещится мне всюду драма
                                                                                        Некрасов

                                              Русь, ты вся — поцелуй на морозе!
                                                                                        Хлебников

                                              Я научился вам, блаженные слова
                                                                                      Мандельштам


Примечательно, что в XX веке одностишья появились во всех основных западных поэзиях, со временем были  эстетически нормализированы и превратившись в закономерную, не связанную с эпатирующим эффектом форму поэтического высказывания. Яркими представителями «одностишников» в России были Константин Бальмонт, Лев Озеров, Даниил Хармс, Геннадий Айги, Илья Сельвинский,  Иван Жданов и др.
На рубеже 1980-90-х гг. поэт Владимир Вишневский даже создал на основе моностиха собственный авторский жанр, который  принес автору  широкую популярность.
Специалисты также проводят параллели между моностихами и хайку – одним из жанров стихотворной японской поэзии -  который в оригинале представляет собой один столбец иероглифов.

Литературоведенье (литературная терминология) рассматривает моностих как парадоксальное явление, ибо многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строки. Многие поэты и теоретики во главе с Владимиром Буричем утверждали, что однострочные тексты нельзя рассматривать ни как стихотворные, ни как прозаические: Бурич, например, предложил выделить их в особый, третий класс текстов, и назвал такие тексты «удетеронами» (от греческого «ни тот ни другой»). Его поддержали   Михаил Гаспаров и Юрий Орлицкий.
Однако такая теоретическая позиция вступает в критическое противоречие с читательской интуицией: трудно поверить, что однострочный текст Владимира Вишневского «И долго буду тем любезен я и этим…», который мгновенно опознаваем в качестве шестистопного ямба и представляющий собой ироническую трансформацию строки из знаменитого стихотворения Пушкина «Памятник», хотя  сам по себе стихотворным не является. Иные специалисты, в частности Максима Шапир,  исследуя одностишные тексты, обращаются к стиховедческой концепции Юрия Тынянова, для которого главным признаком стиха были происходящие в стиховой речи изменения словесной семантики под действием ритма , то есть давления звучания на значение. Некоторые специалисты предпочитают термину «моностих» образованный Владимиром Марковым по аналогии термин «однострок». Однако за пределами научной литературы одностишные произведения называют чаще всего одностишиями.

Также хочется привести несколько цитат об одностишьях:

В. Ф. Марков: «...Их (одностроков) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, «антисиленциальность» заставляет задуматься, дажеесли уверен, что они не нужны «нашему времени когда»».
М. Л. Гаспаров: «...Такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией».


Сегодня одностишия обрели новый виток в развитии и активно применяется в жанре юмора и сатиры. Публицисты, журналисты, шоу-мены, политики и другие известные и активные люди используют одностишья, как лучший метод выражения  концентрированной остроумной мысли.


Дети, попробуйте создать несколько своих? Легко ли это?
Скажите, чем , по вашему мнению, кроме объема отличается одностишье от обычного стихотворенья?