<br> '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс.Полные уроки]]>>Литература: Медный всадник .Полные уроки '''
+
<br> '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс. Полные уроки|Литература 10 класс.Полные уроки]]>>Литература: Вишневый сад .Полные уроки ''' <metakeywords>А. П. Чехов, Вишневый сад</metakeywords><br>
-
'''<metakeywords>Медный всадник</metakeywords>'''
+
<br>
+
== Тема урока ==
+
*'''Художественные особенности рассказа «Вишневый сад»'''
+
== Цель урока ==
+
*Проанализировать пьесу «Вишневый сад»
-
Тема : Медный всадник.
+
== Тип урока ==
-
Цель урока:
+
*Учебно-аналитический
-
'''Петербургская повесть. Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного ха¬рактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.<br>В этом произведении, жанр которого Пушкин опреде¬лил как петербургскую повесть, продолжается ос¬мысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России.<br>Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне ост¬рых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в уско¬рении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петер¬бург был возведен. К таким природным условиям отно¬сили заболоченность, а также склонность Невы к навод¬нениям. Петербургу противопоставляли первопрестоль¬ную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и по¬влекшее большие человеческие жертвы, рассматрива¬лось как месть природных стихийных сил за совершен¬ное насилие. Такова была одна точка зрения.<br>С другой стороны, друг Пушкина, великий польский поэт Адам Мицкевич, хотя и с иных позиций, но также отрицательно оценивает деятельность Петра I, считая его завоевателем, интересы которого чужды народу:<br>А кто столицу русскую воздвиг, И славянин в воинственном напоре Зачем в пределы чуждые проник, Где жил чухонец, где царило море?.. Не люди, нет, то царь среди болот Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!» И заложил империи оплот, Себе столицу, но не город людям.<br>Иное отношение к царю Петру I и его творению выра¬жает Пушкин в поэме «Медный всадник», понимая, что укрепление государства привело к обострению проти¬воречий между властью, государством и отдельной лич¬ностью.<br>Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основ¬ных частях раскрывается основной конфликт поэмы: ес¬тественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.<br>Во вступлении к поэме Пушкин подчеркивает высоту замыслов императора — превратить Россию в сильную и непобедимую морскую державу, построить истинно ев¬ропейский город. Он называет думы самодержца велики¬ми. Петр искренно убежден, что «природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море...». Поэт с большой любовью описывает уже возведенный Петербург: архитектурные достоинст¬ва, чудные пейзажи. Поэта восхищает «Невы державное теченье», важное, значительное, вписавшееся в общую картину государственной столицы. Обусловленные гео¬графическим расположением Петербурга белые ночи становятся органической частью городского пейзажа («И, не пуская тьму ночную / На золотые небеса, / Одна заря сменить другую / Спешит, дав ночи полчаса»).<br>Однако гармония в изображенной картине Петербур¬га достаточно призрачна. Стихия оказалась побежден¬ной, а значит, осталась враждебной к своему покорите¬лю. Поэтому в конце вступления перед переходом к пе¬чальному рассказу о наводнении поэт заклинает:<br>Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!<br>Заметим, что во вступительной части намечается конфликт не только между человеческими и стихийными силами, но и между властью и обычными людьми. Обду¬мывая свои «великие» планы, Петр стоит «на берегу пус¬тынных волн» и не замечает ни «бедный челн», ни чер¬ных изб, «приют убогого чухонца». Он «вдаль глядел».<br> <br>Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихий¬ного бедствия. Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петер¬бурга — Медным всадником. Именно его, «строителя чу¬дотворного», как он со злобной иронией величает «куми¬ра на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья.<br>Бунт героя. Евгений — выходец из обедневшего дво¬рянского рода, чьи предки, возможно, упоминались в ис¬тории Карамзина. Однако о них уже забыли, ничего не знает о них сам Евгений и не тужит «ни о почиющей род¬не, ни о забытой старине». Поэтому Пушкин предпочита¬ет даже не упоминать его фамилии («прозванья нам его не нужно»). Вспомним, что поэт воспевал «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», — зна¬чит, какая-то доля осуждения в незнании своего рода Ев¬гением звучит в представлении героя поэмы читателю. Важно, что через такую небольшую, казалось, деталь мы осознаем глубину расхождения интересов власти и от¬дельной личности простого обывателя, занятого собствен¬ной нелегкой судьбой, заботами, далекими от государст¬венных. Герой поэмы молод, здоров, только что начинает служить, мечтает о семье с возлюбленной им Парашей, о достатке в доме, о долгой и спокойной жизни.<br>Конфликт Евгения и Медного всадника, в котором воплощены черты основателя Петербурга, называют бунтом. Чем же он вызван? Вероятно, виной «того, чьей волей роковой / Под морем город основался...» перед «безумцем бедным».<br>Пушкин показывает, как нарастает в герое «сила чер¬ная», злоба.<br>Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом...<br>Угроза, прозвучавшая из уст Евгения, — «Ужо те¬бе!..» — наивысшая точка безумной вспышки. Затем на¬чинается картина преследования Медным всадником героя. Бунт завершен. Евгений не только физически уничтожен, но и сломлен морально мощью государства, созданного Петром. Вслед за потрясением, испытанным в ту ночь, когда Медный всадник преследовал бедного Евгения, наступает духовное смирение. Признание ли это правоты государя или своего ничтожества перед ним? Может быть, и то и другое.<br>«С Божией стихией царям не совладеть». Власть по¬давляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее.<br>Природная стихия — страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потом¬кам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.<br>Философская позиция Пушкина выражена в сравне¬нии мощи государственной воли и силы стихии. Река на¬поминает разъяренного зверя, стремящегося разрушить возведенные человеком преграды. Государство оказалось не в состоянии защитить и город, и его жителей от разру¬шительных последствий. Печально звучат слова правяще¬го императора: «С Божией стихией царям не совладеть».<br>Немаловажно для понимания идейного смысла по¬эмы сопоставить начало вступления и конец второй час¬ти, чтобы найти своеобразное обрамление. «На берегу пустынных волн» Петр мечтал о могущественной держа¬ве и возведении великого города. И «град Петров» встал «неколебимо». Но взбунтовавшаяся стихия вернула часть города — «остров малый» — в первоначальное со¬стояние. Именно на этом пустынном острове у порога разрушенного домика умирает безумный Евгений, ког¬да-то надеявшийся на долгую жизнь с любимой женой.<br>На такой печальной ноте завершается поэма.<br><br><br>'''
+
== Ход урока ==
+
+
=== История создания и постановки ===
+
+
[[Image:Чехов.jpg|200px|А. П. Чехов]]<br>
+
+
+
+
Что же такое духовные ценности, являются ли они делом персонального выбора? Или формируются они в процессе воспитания, или, может, наследуются генетически?
+
+
Этот круг вопросов является центральным в пьесе '''[[А. П. Чехов. Вишневый сад|«Вишневый сад»]]''', что в последний год жизни списателя была им написана и поставлена выдающимся режиссером Константином Станиславским на сцене Московского художественного [[Архитектура, музыка, театр, народное творчество|'''театра''']] (сегодня МХАТ, один из самых знаменитых в мире театров, по праву носит имя Чехова).
+
+
+
+
[[Image:Вишн сад.jpg|200px|Вишневый сад]]
+
+
[[Image:Виш сад.jpg|200px|Вишневый сад]] <br>
+
+
+
+
Как неоднократно отмечали литературные и театральные критики, главный герой или символ пьесы часто указан в ее названии (например, чайка - символ стремления к высокому, вечного в [[Символы в жизни и искусстве|'''искусстве''']]).
+
+
Станиславский вспоминал, что долгое время Художественному театру приходилось репетировать «пьесу без названия», поскольку названия Чехов не мог придумать. Однажды вечером режиссеру было передано срочно явиться к автору. Оказалось, что '''[[Презентация урока на тему: Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество|Чехов]]''' нашел название «Вишневый сад».
Станиславского удивило, что [[А. П. Чехов. Очерк жизни и творчества|'''Чехов''']] произнес это название с ударением на втором слоге, а не с ударением на первом, как тогда было принято и как это вообще характерно для российских прилагательных такого типа (ср. грушевый, яблоневий, сливовый). Режиссер обратил на это внимание '''[http://xvatit.com/busines/jobs-career/ писателя]''', но тот настаивал на своем. Наконец Станиславский понял, какой смысл вкладывал Чехов в новое звучание слова (впоследствии под влиянием спектакля Художественного театра оно стало нормой русского языка), «Вишневый сад» - деловой, коммерческий, дающий выгоду. «Вишневый сад» - поэтический.
Этот поэтический эпитет не присущ не только [[Русская литература и история|'''русской литературе''']] до Чехова, но и русскому фольклору. Зато в украинском фольклоре и литературе эпитет вишневый распространен, а вишневый сад - не только традиционное фон пейзажной лирики, но и поэтический символ родного края, как у знакомых до боли Шевченко строках:
+
+
Вишневый садик возле хаты,
+
+
Майские жуки над вишнями гудят.
+
+
+
+
[[Image:Шев.jpg|200px|Шевченко]]
+
+
+
+
[[Украинский язык|'''Украинский язык''']] и культуру Чехов знал с детства. Сейчас у Таганрога проходит государственная граница России с Украиной, а когда там родился и жил Чехов, этот город принадлежал к Екатеринославской губернии с преимущественно украинским населением. И позже, общаясь с украинской интеллигенцией, автор «Вишневого сада» отмечал трогательную любовь украинцев ко всему национальному - наряд, традиций, языка, родной земли.
+
+
Две весны своей жизни - 1888 и 1889 годов - Чехов встретил в большом вишневом саду помещиков Линтварьових, вблизи Сум, над новой железной дорогой, которой можно было за несколько минут добраться до города и за несколько часов до Харькова (все эти детали находим в пьесе ). Интересно, что знаток русского помещичьего быта Иван Бунин считал центральный образ чеховской пьесы поэтической фантазией: «Где это были у помещиков сады, вполне засажены вишней? Вишневый сад был только при хохлацким домам ». <br>
+
+
+
+
[[Image:Сад 1.jpg|200px|Вишневый сад]]
+
+
<br>'''Задание'''<br> ♦ Какие основные жизненные ценности заложены в теме пьесы.<br>
+
+
=== Сюжет пьесы. Характер конфликта и своеобразие сценического действия ===
+
+
Впрочем не только при домах, но и при дворцах существовала своеобразная культура украинского дворянского поместья. Николай Садовський вскоре после написания Чеховым «Вишневого сада» основал в Киеве театр украинской драмы и мечтал о постановке чеховской пьесы. Себя он представлял Гаевой, а большую украинскую актрису Марию Зеньковецкую - Раневской (кстати, Чехов знал Зеньковецкую, и использовал некоторые черты ее характера для создания образа Раневской). Чеховскую пьесу как целое Садовского считал вполне органичной для украинской культуры: «Сама атмосфера жизни,« вишневый сад », облупленные стены бывшего дворца ... А состав языка, стиль - это же наше по духу, так и просится на [[Родной язык|'''родной язык''']] ».
+
+
<br> [[Image:Зенковецкая.jpg|200px|Зеньковецкая]]
+
+
+
+
Однако в «Вишневом саду» уже нет ничего живого. Кроме деревьев вишневых, которые в конце пьесы оптом продаются и рубятся на дрова. Недаром в одной из постановок чеховской пьесы в 70-х годах XX века (Московский театр на Таганке, режиссер Анатолий Эфрос) действие происходит на кладбище, белые одежды героев, сливаясь с белым цветом декораций, напоминает саванны, и только Лопахин (его роль исполнял выдающийся артист и поэт Владимир Высоцкий) производит впечатление живого и отчаянного, неистово распевая: «Пусть все так, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада!
<br>Автор «Вишневого сада», который и сам немало пострадал от '''[http://xvatit.com/sneeze/ болезни]''' XX века - тотального недоразумения, - охотно показал бы нам, если бы мог, способ избавиться от этой напасти. Впрочем, будучи верным некоторым эстетическим принципам и художественным достоянием реализма XIX века, а вместе психологом-новатором, он определил в своей пьесе некоторые важные закономерности жизни и выживания человека в протекающем времени.
+
+
=== Задание ===
+
+
*Охарактеризуйте главных героев.
+
+
*Как вы думаете, что Чехов хотел показать в своей пьесе.
<br>
<br>
-
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам].
+
== Список использованой литературы ==
+
+
''1.Урок на тему: Стиль творчества А.П.Чехова. Н.В.Мартиненко учителя русского языка и литературы, г. Харков, сш №38''
+
+
''2. В.Я. Звиняцьковського , Всемирная литература. 10 клас. ''
+
+
''3. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. - М.: Худож. лит., 2003.''
+
+
''4.Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. - М.: Просвещение, 2001''.
+
+
----
+
+
+
''Отредактировано и прислано Китаевым В.А''
+
+
----
+
+
+
'''Над уроком работали'''
+
+
Китаев В.А.
+
+
Мартиненко Н.В.
+
+
----
+
+
<br>
-
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум].
+
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.
Художественные особенности рассказа «Вишневый сад»
Цель урока
Проанализировать пьесу «Вишневый сад»
Тип урока
Учебно-аналитический
Ход урока
История создания и постановки
Что же такое духовные ценности, являются ли они делом персонального выбора? Или формируются они в процессе воспитания, или, может, наследуются генетически?
Этот круг вопросов является центральным в пьесе «Вишневый сад», что в последний год жизни списателя была им написана и поставлена выдающимся режиссером Константином Станиславским на сцене Московского художественного театра (сегодня МХАТ, один из самых знаменитых в мире театров, по праву носит имя Чехова).
Как неоднократно отмечали литературные и театральные критики, главный герой или символ пьесы часто указан в ее названии (например, чайка - символ стремления к высокому, вечного в искусстве).
Станиславский вспоминал, что долгое время Художественному театру приходилось репетировать «пьесу без названия», поскольку названия Чехов не мог придумать. Однажды вечером режиссеру было передано срочно явиться к автору. Оказалось, что Чехов нашел название «Вишневый сад».
Задание
♦ Какой смысл в названии пьесы
Станиславского удивило, что Чехов произнес это название с ударением на втором слоге, а не с ударением на первом, как тогда было принято и как это вообще характерно для российских прилагательных такого типа (ср. грушевый, яблоневий, сливовый). Режиссер обратил на это внимание писателя, но тот настаивал на своем. Наконец Станиславский понял, какой смысл вкладывал Чехов в новое звучание слова (впоследствии под влиянием спектакля Художественного театра оно стало нормой русского языка), «Вишневый сад» - деловой, коммерческий, дающий выгоду. «Вишневый сад» - поэтический.
Этот поэтический эпитет не присущ не только русской литературе до Чехова, но и русскому фольклору. Зато в украинском фольклоре и литературе эпитет вишневый распространен, а вишневый сад - не только традиционное фон пейзажной лирики, но и поэтический символ родного края, как у знакомых до боли Шевченко строках:
Вишневый садик возле хаты,
Майские жуки над вишнями гудят.
Украинский язык и культуру Чехов знал с детства. Сейчас у Таганрога проходит государственная граница России с Украиной, а когда там родился и жил Чехов, этот город принадлежал к Екатеринославской губернии с преимущественно украинским населением. И позже, общаясь с украинской интеллигенцией, автор «Вишневого сада» отмечал трогательную любовь украинцев ко всему национальному - наряд, традиций, языка, родной земли.
Две весны своей жизни - 1888 и 1889 годов - Чехов встретил в большом вишневом саду помещиков Линтварьових, вблизи Сум, над новой железной дорогой, которой можно было за несколько минут добраться до города и за несколько часов до Харькова (все эти детали находим в пьесе ). Интересно, что знаток русского помещичьего быта Иван Бунин считал центральный образ чеховской пьесы поэтической фантазией: «Где это были у помещиков сады, вполне засажены вишней? Вишневый сад был только при хохлацким домам ».
Задание ♦ Какие основные жизненные ценности заложены в теме пьесы.
Сюжет пьесы. Характер конфликта и своеобразие сценического действия
Впрочем не только при домах, но и при дворцах существовала своеобразная культура украинского дворянского поместья. Николай Садовський вскоре после написания Чеховым «Вишневого сада» основал в Киеве театр украинской драмы и мечтал о постановке чеховской пьесы. Себя он представлял Гаевой, а большую украинскую актрису Марию Зеньковецкую - Раневской (кстати, Чехов знал Зеньковецкую, и использовал некоторые черты ее характера для создания образа Раневской). Чеховскую пьесу как целое Садовского считал вполне органичной для украинской культуры: «Сама атмосфера жизни,« вишневый сад », облупленные стены бывшего дворца ... А состав языка, стиль - это же наше по духу, так и просится на родной язык ».
Однако в «Вишневом саду» уже нет ничего живого. Кроме деревьев вишневых, которые в конце пьесы оптом продаются и рубятся на дрова. Недаром в одной из постановок чеховской пьесы в 70-х годах XX века (Московский театр на Таганке, режиссер Анатолий Эфрос) действие происходит на кладбище, белые одежды героев, сливаясь с белым цветом декораций, напоминает саванны, и только Лопахин (его роль исполнял выдающийся артист и поэт Владимир Высоцкий) производит впечатление живого и отчаянного, неистово распевая: «Пусть все так, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада!
Автор «Вишневого сада», который и сам немало пострадал от болезни XX века - тотального недоразумения, - охотно показал бы нам, если бы мог, способ избавиться от этой напасти. Впрочем, будучи верным некоторым эстетическим принципам и художественным достоянием реализма XIX века, а вместе психологом-новатором, он определил в своей пьесе некоторые важные закономерности жизни и выживания человека в протекающем времени.
Задание
Охарактеризуйте главных героев.
Как вы думаете, что Чехов хотел показать в своей пьесе.
Список использованой литературы
1.Урок на тему: Стиль творчества А.П.Чехова. Н.В.Мартиненко учителя русского языка и литературы, г. Харков, сш №38
2. В.Я. Звиняцьковського , Всемирная литература. 10 клас.
3. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. - М.: Худож. лит., 2003.
4.Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. - М.: Просвещение, 2001.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Над уроком работали
Китаев В.А.
Мартиненко Н.В.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.