Федор Тютчев — один из основных российских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли. <br>
+
'''[[Ф. И. Тютчев. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|Федор Тютчев]]''' — один из основных российских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли. <br>
-
Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или "некрасовского" или "фетовского" направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: его высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстеты.
+
Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас '''[http://xvatit.com/busines/jobs-career/ литературоведы]''' делятся на сторонников или "некрасовского" или "фетовского" направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: его высоко ценили и воспринимали как [[Демократия афоризми|'''демократы''']], так и [[Эстетическое формирование искусством окружающей среды|'''эстеты''']].
-
<br>
+
=== Богатство лирики Тютчева ===
-
<br>
+
''В чем же заключается неисчерпаемое богатство лирики Тютчева? ''
-
<br>
+
Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части поэзии изображается привычная для нас картина или явление [[Явления природы|'''природы''']], во 2-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу. Тематически стихи Тютчева можно разделить на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).
-
<br>
+
Мы оцениваем Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает основным объектом художественных ощущений. К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — достаточно наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.
-
<br>
+
Природа у поэта изменчива, динамична. Она не знает покоя, находясь извечно в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много "лиц", насыщенная красками и запахами (стихотворения "Какое-то хорошее ты, ночное море", "Весенняя гроза", "Какой веселый гул летней бури" и т.д.)
-
<br>
+
[[Чтение молча. Анализ текста. Основные признаки текста. Метафоры, сравнения, эпитеты. Аллитерация.|'''Эпитет''']] и [[Романтична умовність оповідання Вечір проти Івана Купала Зміст твору мотиви ідея Зв’язок з нечистою силою як метафора злодіяння|'''метафора''']] имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга. Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают внимание поэта переходные моменты в природе: весна, осень, вечер, утро ("Есть в осени ..."," Осенний вечер "). Но чаще Тютчев обращается к весне: <br>
-
=== Богатство лирики Тютчева ===
+
Весна... Она о вас не знает,
-
<br> В чем же заключается неисчерпаемое богатство лирики Тютчева?
+
О вас, о горе и о зле;
-
Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части поэзии изображается привычная для нас картина или явление природы, во 2-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу. Тематически стихи Тютчева можно разделить на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви). <br> Мы оцениваем Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает основным объектом художественных ощущений. К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — достаточно наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.
+
Бессмертьем взор ее сияет,
-
[[Image:Осен тют.gif|559x324px|Осен тют.gif]]<br> Природа у поэта изменчива, динамична. Она не знает покоя, находясь извечно в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много "лиц", насыщенная красками и запахами (стихотворения "Какое-то хорошее ты, ночное море", "Весенняя гроза", "Какой веселый гул летней бури" и т.д.) <br> Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга. Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают внимание поэта переходные моменты в природе: весна, осень, вечер, утро ("Есть в осени ..."," Осенний вечер "). Но чаще Тютчев обращается к весне: <br>
+
И ни морщины на челе.
-
''Весна... Она о вас не знает,''
+
Своим законам лишь послушна,
-
''О вас, о горе и о зле;''
+
В условный час слетает к вам,
-
''Бессмертьем взор ее сияет,''
+
Светла, блаженно-равнодушна,
-
''И ни морщины на челе.''
+
Как подобает божествам.
-
''Своим законам лишь послушна,''
+
Цветами сыплет над землею,
-
''В условный час слетает к вам,''
+
Свежа, как первая весна;
-
''Светла, блаженно-равнодушна,''
+
Была ль другая перед нею –
-
''Как подобает божествам.''
+
О том не ведает она;
-
''Цветами сыплет над землею,''
+
По небу много облак бродит,
-
''Свежа, как первая весна;''
+
Но эти облака ея,
-
''Была ль другая перед нею –''
+
Она ни следу не находит
-
''О том не ведает она;''
+
Отцветших весен бытия.<br>
-
+
-
''По небу много облак бродит,''
+
-
+
-
''Но эти облака ея,''
+
-
+
-
''Она ни следу не находит''
+
-
+
-
''Отцветших весен бытия.'''<br>'''''<br>
+
{{#ev:youtube|-UqFux6V3sk }}
{{#ev:youtube|-UqFux6V3sk }}
Строка 81:
Строка 74:
=== Пейзажная лирика ===
=== Пейзажная лирика ===
-
<br> Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из стихотворений Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные. Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркий, живописный язык, который придает стихам благозвучия. Тютчев использует особенно нежные эпитеты: "блаженный", "светлый", "волшебный", "сладкий", "голубой" и т.п. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихах ощутимы тенденции к символизму ("Дни и ночи", "Тени сизые").
+
Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из стихотворений Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные. Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркий, живописный язык, который придает стихам благозвучия. Тютчев использует особенно нежные эпитеты: "блаженный", "светлый", "волшебный", "сладкий", "голубой" и т.п. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихах ощутимы тенденции к символизму ("Дни и ночи", "Тени сизые").
<br> {{#ev:youtube|xFylhx_GWDs}}
<br> {{#ev:youtube|xFylhx_GWDs}}
Строка 89:
Строка 82:
=== Интимная лирика ===
=== Интимная лирика ===
-
[[Image:Тют жен.jpeg|left|170x200px|Тют жен.jpeg]]<br> Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он подносит ее к высоте такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике. Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилось от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения ("Она сидела на полу ..."), узнаем о ее переживаниях.
+
[[Image:Тют жен.jpeg|200px|Тютчев]]<br>
-
<br>
+
Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он подносит ее к высоте такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике. Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилось от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения ("Она сидела на полу ..."), узнаем о ее переживаниях.
-
+
-
<br>
+
<br>
<br>
Строка 99:
Строка 90:
{{#ev:youtube|fq3w58q45Os}}
{{#ev:youtube|fq3w58q45Os}}
-
<br> У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины ("Не говори: меня он любит, как раньше ..."). <br> В 40-50-е гг. женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданием. <br> В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами. <br>
+
<br>У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины ("Не говори: меня он любит, как раньше ...").
+
+
В 40-50-е гг. женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданием.
+
+
В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами. <br>
=== Признание поэта ===
=== Признание поэта ===
-
[[Image:Тют1.jpg|315x386px|Тют1.jpg]]<br> Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами. Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале "Современник" была опубликована статья Н. Некрасова "Русские второстепенные поэты", которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта "первой величины", поскольку главная ценность его поэзии — в "живом, грациозном, пластически-точном изображении природы". Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала были опубликованы 92 стихотворения Тютчева.
+
[[Image:Тют1.jpg|200px|Тютчев]]
+
+
<br>Большинство стихов Тютчева были положены на [[Музыка|'''музыку''']] и стали популярными [[Песня. Романс. Элегия|'''романсами''']]. Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале "Современник" была опубликована статья Н. Некрасова "Русские второстепенные поэты", которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта "первой величины", поскольку главная ценность его поэзии — в "живом, грациозном, пластически-точном изображении природы". Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала были опубликованы 92 стихотворения Тютчева.
<br>
<br>
Строка 109:
Строка 106:
=== Вопросы к уроку ===
=== Вопросы к уроку ===
-
<br>1. В чем проявляется лирика Тютчева?<br>2. Сделайте анализ любимой поэзии Тютчева.<br>3. Как вы думаете, почему признание пришло только под конец жизни?<br><br>
+
<br>''1. В чем проявляется лирика Тютчева?<br>2. Сделайте анализ любимой поэзии Тютчева.<br>3. Как вы думаете, почему признание пришло только под конец жизни?''<br><br>
-
=== Использованная литература ===
+
== Список использованной литературы ==
-
Урок на тему:Тютчев и лирика в его творчестве,учитель русской филологии Дубейко О.В.,Северодонецкая школа № 15 Луганской обл.
+
''1.Урок на тему:Тютчев и лирика в его творчестве,учитель русской филологии Дубейко О.В.,Северодонецкая школа № 15 Луганской обл.''
-
Урок на тему: Виды лирики Тютчева,Чужова О. О.,учитель русского языка и литературы, Донецкий многопрофильный лицей № 37.<br>Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX в. М., 1975.<br>Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.<br>Кожинов В.Ф. И. Тютчев. М., 1988.<br>Пигарев К.А. Ф.И. Тютчев и его время. М., 1978.<br>Чагин Г. Тютчев в Москве. М., 1984.<br>Н.Г. Марченко, кандидат филологических наук, Ю.М. Масельский, ассистент Полтава<br>
+
''2.Урок на тему: Виды лирики Тютчева,Чужова О. О.,учитель русского языка и литературы, Донецкий многопрофильный лицей № 37.<br>3.Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX в. М., 1975.<br>4.Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.<br>5.Кожинов В.Ф. И. Тютчев. М., 1988.<br>6.Пигарев К.А. Ф.И. Тютчев и его время. М., 1978.<br>7.Чагин Г. Тютчев в Москве. М., 1984.<br>8.Н.Г. Марченко, кандидат филологических наук, Ю.М. Масельский, ассистент Полтава''<br>
-
Отправлено Китаевым В.А.
+
----
-
<br>'''Над уроком работали:'''<br>
+
+
''Отправлено Китаевым В.А. ''
+
+
+
----
+
+
<br>'''Над уроком работали'''<br>
Дубейко О.В.
Дубейко О.В.
Строка 126:
Строка 129:
Китаев В. А.
Китаев В. А.
+
+
----
<br> Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.
<br> Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.
Ознакомиться с творчеством поэта, сделать краткий анализ его творчества.
Тип урока
Учебно-воспитательный
Ход роботи
Федор Тютчев — один из основных российских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли.
Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или "некрасовского" или "фетовского" направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: его высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстеты.
Богатство лирики Тютчева
В чем же заключается неисчерпаемое богатство лирики Тютчева?
Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части поэзии изображается привычная для нас картина или явление природы, во 2-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу. Тематически стихи Тютчева можно разделить на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).
Мы оцениваем Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает основным объектом художественных ощущений. К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — достаточно наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.
Природа у поэта изменчива, динамична. Она не знает покоя, находясь извечно в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много "лиц", насыщенная красками и запахами (стихотворения "Какое-то хорошее ты, ночное море", "Весенняя гроза", "Какой веселый гул летней бури" и т.д.)
Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга. Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают внимание поэта переходные моменты в природе: весна, осень, вечер, утро ("Есть в осени ..."," Осенний вечер "). Но чаще Тютчев обращается к весне:
Весна... Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею –
О том не ведает она;
По небу много облак бродит,
Но эти облака ея,
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.
Пейзажная лирика
Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из стихотворений Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные. Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркий, живописный язык, который придает стихам благозвучия. Тютчев использует особенно нежные эпитеты: "блаженный", "светлый", "волшебный", "сладкий", "голубой" и т.п. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихах ощутимы тенденции к символизму ("Дни и ночи", "Тени сизые").
Интимная лирика
Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он подносит ее к высоте такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике. Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилось от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения ("Она сидела на полу ..."), узнаем о ее переживаниях.
У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины ("Не говори: меня он любит, как раньше ...").
В 40-50-е гг. женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданием.
В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами.
Признание поэта
Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами. Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале "Современник" была опубликована статья Н. Некрасова "Русские второстепенные поэты", которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта "первой величины", поскольку главная ценность его поэзии — в "живом, грациозном, пластически-точном изображении природы". Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала были опубликованы 92 стихотворения Тютчева.
Вопросы к уроку
1. В чем проявляется лирика Тютчева? 2. Сделайте анализ любимой поэзии Тютчева. 3. Как вы думаете, почему признание пришло только под конец жизни?
Список использованной литературы
1.Урок на тему:Тютчев и лирика в его творчестве,учитель русской филологии Дубейко О.В.,Северодонецкая школа № 15 Луганской обл.
2.Урок на тему: Виды лирики Тютчева,Чужова О. О.,учитель русского языка и литературы, Донецкий многопрофильный лицей № 37. 3.Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX в. М., 1975. 4.Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева: Саратовский ун-т, 1969. 5.Кожинов В.Ф. И. Тютчев. М., 1988. 6.Пигарев К.А. Ф.И. Тютчев и его время. М., 1978. 7.Чагин Г. Тютчев в Москве. М., 1984. 8.Н.Г. Марченко, кандидат филологических наук, Ю.М. Масельский, ассистент Полтава
Отправлено Китаевым В.А.
Над уроком работали
Дубейко О.В.
Чужова О. О.
Китаев В. А.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.